Пару недель назад я написал, что травля в школах и других детских заведениях — явление далеко не новое. В старые советские времена, когда небо было голубее, трава — зеленее, а люди — добрее, дразнилки (и е только дразнилки) в детской и подростковой среде были вполне обычным явлением.
Дети объединялись в компании, чтобы вместе дружить против кого-то, причем инициировалось это взрослыми, а именно, учителями. Те были уверены — подвергнутый обструкции ребенок немедленно исправится и сделает все, чтоб влиться в дружный коллектив… Вот только выходило все с точностью наоборот, активисты, офонарев от безнаказанности, превращали жизнь жертвы в персональный детский ад.
Дети травили друг друга и без подсказок взрослых — просто потому, что это было можно. Какие «роскошные» фразы они изобретали! Правила платформы запрещают мне их повторять, потому что сейчас подобное называется «хейтспич», и служит для возбуждения ненависти или вражды, или для демонстрации этой самой ненависти или вражды.
Скажу только, что тяжко было и в те времена детям с физическими или какими иными недостатками… И не только с недостатками. Стая всегда травит тех, кто на нее не похож. Или тех, кого считает чужаками.
И вот в ответ на ту публикацию один, несомненно, очень одаренный, но альтернативно, гражданин, написал:
— Редко травили со злом!
И вот тут, дамы и господа, я впал в ступор.
Травить со злом — это я еще понимаю, а вот травить без зла, это насколько надо не иметь моральных ориентиров вообще никаких?
Насколько известно мне, человека от того, чтобы стать подлещом удерживает только весьма эфемерная и тонкая преграда — осознание того, что определенные поступки, это плохо. Это зло. И, чтобы зла не делать, надо понимать, что плохо и что хорошо… Травить без зла — невозможно. Травля — это всегда зло. Не оссознавать это может только тот, у кого морального ограничителя нет. Ну, не привили ему!
Драки — тоже самое.
И в корне ссор всегда злые поступки лежат…
Сейчас в сети и не только взрослые спрашивают себя и других — откуда взялись дети садисты, способные мучить слабых, издеваться над стариками и животными, толпой налететь на кого-то?
А оттуда. От родителей, для которых травля бывает «не со злом», как и драка, а так — ради развлечения. Такие дети всегда были, и раньше, просто о них не говорили — не принято было. А сейчас они выросли и своих детей народили.
И их дети травят других тоже не со злом. И бьют других не со злом. И издеваются не со злом. Оскорбления, побои, издевательства — они для жертв зло, а для агрессоров — так, развлекушечка.
Он просто не осознают такое понятие как «зло» в полной мере.
И это, господа и дамы, страшно.