Мы уже писали о частых ошибках в общении и неконструктивной критике. Если у вас много совпадений с чек-листом «я продолбался в общении», то самое время проанализировать и починить происходящее.
1. Что произошло?
Запишите ситуацию максимально конкретно. Постарайтесь избегать обобщений и интерпретаций. Вместо «Маша обиделась на меня из-за пустяка» напишите, что именно сказал и сделал каждый из вас: это поможет точнее разобраться в произошедшем.
2. Почему я считаю это ошибкой?
Как вы поняли, что что-то пошло не так? Возможно, после разговора вам было грустно, больно, обидно? Или ваш партнер не разговаривал с вами несколько дней, расплакался, отстранился? А может вы чувствовали злость или раздражение? Любые маячки, которые помогли вам распознать неладное.
3. Какие были ошибки?
Подумайте, что вы хотели получить от общения: понимание и единение или победу и возмездие? Возможно, здесь проявилась одна из вредных привычек общения? Или когнитивное искажение помешало вам сделать здравые выводы? Совсем не обязательно ограничиваться этими вопросами, сформулируйте ошибку так, как вы её понимаете.
4.Какую пользу я получил?
У любых действий есть своя адаптивная выгода, даже если они приводят к непониманию, конфликтам, недовольству. Вы упорно обвиняли партнера? Какую пользу вы получили от этого? Возможно, это помогло вам не чувствовать грусть, боль и стыд от признания своих недостатков?
5. Как можно поступить иначе?
Запишите любые идеи и варианты. Можно, например, воспользоваться принципами ненасильственнного общения.
Текст писала: Анастасия Бельских