Найти тему
m40r / AreaDNA

Ведьма из пряничного домика, или Как распознать эпилептоидного психопата (I)

Фото автора

#Психопат - понятие узнаваемое и пугающее, однако и непонятное. В повседневной речи иногда можно заметить, что психопат и его #психопатия становятся синонимичны человеку с любым психическим расстройством. Это, безусловно, не так и требует некоторых уточнений. Опуская очень спорные вопросы возникновения и возможности строго научного описания психиатрических патологий (так называемых нозологических единиц), опишем в свободной феноменологической форме черты, находящие крайнее выражение в психопатах, и в частности, в эпилептоидных психопатах.

Концепция психопатии создана отечественным исследователем Петром Ганнушкиным и по большей части принадлежит российской школе. В западной традиции они практически не прижилась, при этом была сформулировано очень близкая концепция социопата. Здесь лишь коротко отметим, что под социопатом на западе понимают лицо с патологическими чертами, включающими отсутствие сострадания, потребности в свободном взаимоприятном общении и, как следствие - утилитарное отношение к людям. Иными словами, #человек для социопата - лишь средство достижения личных целей, и вызывает лишь соответственный корыстный интерес. Вне всякого сомнения, это означает психологически травмирующее и даже потенциально опасное взаимодействие социопата со своим окружением.

"Русская" концепция Ганнушкина во многом повторяет эти построения, внося ряд важных дополнений. Так, на первый план снова выходит выпадение функции эмпатии - способности сопереживать, испытывать жалость и интерес к чувствам и желаниям другого человека. Интеллект по большей части сохранен - что вместе с несформировавшейся эмпатией образует опасное сочетание - ведь умеренный #интеллект становится средством имитировать несуществующую человечность и достигать личных корыстных целей. Именно это определяет и "замаскированный", скрытый характер психопатии, обычно заметной только подготовленному человеку. Это универсальные черты психопатов сочетаются с специфическими чертами, характеризующими отдельные группы психопатий. Целую иерархическую систему предложил ещё Ганнушкин, встав при этом на позицию своеобразного первооткрывателя-натуралиста. В его построениях описаны и шизоидные психопаты, напоминающие отдельные черты людей с соответствующим психозом, и истероидные, сходные с истерическим неврозом… при этом узнаваемые черты "большой" патологии приглушены и протекают без такой резкой динамики. У психопата нет обострений и ремиссии - он постоянно психопатичен в примерно равной степени. Не следует ожидать в их случае и положительной динамики - в числе прочего потому, что сами психопаты себя совершенно устраивают и с ними "все нормально и как положено".

Среди всего этого бестиария эпилептоидные психопаты особенно важны. Во-первых, это очень жестокий, садистический #типаж , для которого причинение боли и боли эмоциональной является постоянной потребностью. Это является следствием патологического замещение эмпатирующего взаимно приятного общения на его суррогат - стимуляцию, получаемую от жестокости и ограничения чужой свободы. Во-вторых, эпилептоидные психопаты жестоки внезапно, неожиданно и скрыто - при сладостном фасаде предупредительного и пекущегося о приличиях человека те, кто окажется в сфере его огороженных от постороннего глаза моделей взаимодействия, сталкиваются с психопатическим "интерьером" без должной подготовки.

[...]

Рекомендуемая литература http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/55/chapter/30