Простейший элемент языка - слово. Сфокусируемся на нем, чтобы понять, как работает язык.
Слово состоит из смысла и звуков, с помощью которых этот смысл передается.
И, если со звуком все понятно, то на смысле надо остановиться подробнее. В этой статье я рассматриваю смысл как ощущение, переживание, которое возникает, когда ты забыл слово. Например, просишь родственника подать зонт: "Дай мне, эээ, ну как его..." В этот момент слова нет, но ты точно знаешь, "ощущаешь" то, что тебе нужно. Смысл может сопровождаться в ощущениях визуальным образом, а может и не сопровождаться. Например, если смысл сложный или абстрактный.
С точки зрения взаимодействия смысла и звука есть три ситуации.
1. Только звук, а смысла нет.
2. Звук соединяется со смыслом через посредника - перевод.
3. Прямая связь. Ощущая смысл, сразу говоришь слово, и наоборот - слышишь слово и сразу ощущаешь смысл.
Для восприятия речи первые два варианта бесполезны. Первый очевидно бесполезен. Второй же просто очень медленный и трудоемкий. Скорость второго варианта недостаточна даже для очень медленной речи.
Третий вариант это и есть восприятие на слух.
Весь юмор здесь в том, что прослушивание не создает связи смысл-слово. Когда ты воспринимаешь что-либо на слух, ты лишь активируешь УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ связи, а не создаешь новые.
Грубо говоря, аудирование - это операция чтения из базы данных. На вход получаешь звуки и воспринимаешь лишь то, что УЖЕ есть в твоей базе в виде связки смысл-слово.
А чтобы создать больше связей смысл-слово, нужна операция записи.
И эта операция - действие, которое я называю "выражение смысла". Это проговаривание слова, при котором ты выражаешь смысл "напрямую", как бы "называешь, даешь имя" объекту или действию.
Мой десятилетний опыт в преподавании такой техники позволяет сказать, что это сделать непросто. Прежде всего потому, что есть уже очень хорошо накатанные рельсы школьного мышления. Ментальные привычки, которые заставляют действовать по старинке. Из разряда: "сначала запомню, а потом буду заниматься вот этими вашими выкрутасами".
Для этого я разработал специальные практики и упражнения. Но об этом в следующей статье.
Итог. Ты можешь воспринять все, что можешь выразить. Как только ты "выражаешь" дословно и напрямую что-либо, в ту же самую секунду ты научаешься это воспринимать.
Поэтому хочешь прокачать восприятие на слух? Прокачивай осознанное беспереводное говорение!
[Слово есть а смысла нет? ...или почему аудирование бесполезно]
10 октября 202010 окт 2020
6
2 мин