Двухсерийный шедевр «Покровские ворота» (1982) можно разглядывать годами… Не смотреть, а именно так – разглядывать.
Это фабула, создающая дополнительные смыслы – как и большинство хороших фильмов советского периода. Любовные линии «Покровских ворот» - едва ли не самое интересное в этой ретро-ностальгической ленте,...
...а потому сразу вопрос: «Почему Хоботов избрал именно Людочку? Зачем она – ему?» Ответ: «Потому что она молодая и красивая», - скучен, банален и не рассматривается. Таких - много, а Людочка - единственная.
Хоботов полюбил медсестричку потому, что отвечала двум параметрам: она была 1) восторженная и 2) не слишком умная. При этом, она могла быть совсем не юной и вообще не привлекательной.
Хоботов устал от умных, язвительных и активных женщин, которых нельзя удивить словесами про Камоэнса или Сервантеса, поразить шикарной цитатой, сделать изысканный комплимент и не нарваться на саркастическую ухмылку.
Например, Анна Адамовна (эпизодически забегавшая к милому Костику) не приглянулась бы Льву Евгеньевичу (он ей тоже, но сейчас мы говорим о нём).
Адамовна чрезмерно светская, образованная. Не надо! Вот Людочка – самый шик. Ничего не смыслит в поэзии, не знает иностранных языков (кроме привычной мед-латыни), мало начитанная и при том – волшебно-трепетная.
Её приводит в ужас любая грустная тема из жизни поэтов и литературных героев. Она – хрустальный сосуд, куда можно лить пьянящее вино сонетов и верлибров (Хоботову сто_пудов понравилось бы, как я это завернула о Людочке!)
А она реально такая! Чудесная и дивная …пустота. Но - пустота возможностей. Вот пловчиха Светочка – ни за что. Она простая до скучности.
Ей даже эстрадный недо-юморист Велюров с его плоскими шутками, рассчитанными на толпу, сложноват. А Хоботов – он искал антипод Маргарите и всем тем женщинам, которыми увлекался.
То, что увлекался, это мы узнаём из гневного диалога насчёт «…кокотки из скандинавской редакции, с её чувственным порочным ртом…». Мы помним, что Хоботов был методично унижаем своей супругой, не верящей в его способности, тогда как Людочка принимает его, как подарок судьбы.
Он умный, чуткий интеллигент, с которым ужасно интересно – при том, что девушка не может вникнуть и в половину слов, произносимых Львом Евгеньевичем.
Она буквально засыпает на лекции Орловичей (о том, что «…фалехов гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр, состоящий из четырёх хореев и одного дактиля...»),
...но мужественно терпит – сюда её привёл Хоботов, столь изысканный и мудрый, так что никак не возможно сбежать на какие-нибудь примитивные танцульки! Да она уже и не уйдёт никуда - она заворожена старинной полечкой: 'Mon papa ne veut pas que je danse la polka'.
И вот ещё что. Грубое и материальное: Людочка уж точно будет грамотно - по-врачебному ухаживать за Хоботовым, когда ему будет 80, а ей всего 60...
Zina Korzina (c)