Найти в Дзене
Лё мужик де фантастик

«Могильник» от Клиффорда Саймака как предостережение человечеству

Саймак, при неторопливом стиле изложения, очень часто показывает именно конец человечества, и порой удается это ему ничуть не хуже Джека Вэнса.
Саймак, при неторопливом стиле изложения, очень часто показывает именно конец человечества, и порой удается это ему ничуть не хуже Джека Вэнса.

Если брать классиков фантастической литературы, Земля во время упадка и фактически перед своей гибелью прекрасно показывал Джек Вэнс – не только в цикле «Умирающая Земля», но и в остальных своих произведениях. К слову, Вэнс оставался творцом миров до последнего, даже будучи полностью ослепшим, пользуясь специально созданным для него программным обеспечением.

Однако, о Вэнсе я напишу позже, а в данной статье речь пойдет о другом Мастере концов света, а если конкретнее, то о его романе «Могильник», выпущенном в далеком 1973-м году. В тот период техническая революция широко шагала по планете, а США и СССР находились в состоянии тлеющего конфликта. Всё это нашло отражение в книге Саймака.

Да, безусловным шедевром «Могильник» назвать очень сложно, особенно учитывая, какие произведения Саймак писал до этого. Однако ниже определенной планки автор не опускается, но важно не это, а то, что он не отходит от своего фирменного стиля, где действие развивается вроде бы неторопливо, но захватывает читателя целиком.

Обложка англоязычного издания. Изображение из открытых источников
Обложка англоязычного издания. Изображение из открытых источников

В целом, можно сказать, что это роман-предостережение. Почему? Да потому что Земля, хоть и пережила атомную войну, была вынуждена изгнать человечество в космос, а сама довольствоваться ролью гигантского кладбища – последнего пристанища всех людей и иных разумных галактики. Так колыбель человечества превращается в его могилу – Уроборос кусает себя за хвост. А поскольку начало семидесятых было временем гонки вооружений, идея произведения на тот момент была более чем актуальна, это был роман на злобу дня.

Выход, как его видит Саймак, в дружбе. Причем, решение этого вопроса показано максимально в лоб – на примере двух боевых машин – Джо и Ивана, и если люди не смогут найти общий язык, то участь человечества будет предрешена… Мы вполне сами можем превратить свою планету в могильник, где о былом величии напоминают лишь предметы искусства.

«Могильник» - роман контрастов, где пасторальные и лиричные пейзажи разрываются экшеном с мутантами и колесящими по степям боевыми машинами.

Всё это делает роман очень неординарным, однако огромной ложкой дегтя станут скомканная концовка с галопирующими по временам героями, да целым оркестром роялей в кустах, которые вываливаются на читателя, как из рога изобилия.

А вы читали Саймака вообще и «Могильник» в частности? И как вам? И есть еще что-то схожее по настроению, кроме Брэдбери и Вэнса?

Количество прочитанных произведений автора: 46

Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 7,50

Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 18

Понравилась статья? Тогда отправляй свой постапокалиптический ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал. И друзей своих приводи. У меня тут много интересного, а в планах – еще больше. Канал молодой, поэтому важен каждый отклик. Всех обнял.

Фэнтези
6588 интересуются