Никакой «незаметный» внешний образ предприятия НЕ СПАСЁТ вас от штрафов и санкций, если во внутреннем учёте бардак.
Чтобы обойти острые углы и обеспечить безопасность предприятия, на котором работает, специалист должен иметь системное видение бухучета. Двигаться по контрольным точкам и знать, как вести внутренний учёт, чтобы минимизировать налоговые риски.
На этом уровне бухгалтер формирует готовность фирмы к возможной проверке.
1. Отрицательные остатки на счетах 10 и 41.
Если получается, что списали материалов или товаров больше, чем приняли на баланс - будут некорректно сформированы бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. А также неверно рассчитана «расходная» часть в налоговом учете.
2. Корректное отображение контрагентов в 1С.
Задвоение клиентов может привести к искажениям информации в бухгалтерском учете и риску переплаты налогов.
3. Наличие первичной документации по сделкам.
Если у вас отсутствует первичка, подтверждающая расходы, есть риск, что контрагент будет квалифицирован налоговыми органами как «однодневка», а сделки с ним - сомнительными.
4. Внутренние документы, обосновывающие деловую цель затрат.
Они должны быть. Если вы, конечно, не хотите, чтобы налоговая засомневалась в реальности и обоснованности расходов. В противном случае рискуете получить обвинения в неправомерном занижении базы по налогу на прибыль и возмещению НДС из бюджета.
5. Подотчёт.
Если будете игнорировать правила оформления подотчетных документов, рискуете потерять существенную часть расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.
Например, в случае отсутствия необходимых приложений к авансовому отчету есть риск, что налоговая не признает осуществленные расходы как уменьшающие базу для исчисления налога на прибыль. И как результат, доначислит страховые взносы на сумму неподтвержденных расходов.
Вы также рискуете, когда практикуете выплату заработной платы под видом командировочных расходов.
6. Возможность халатности и воровства сотрудников.
Как предусмотреть? Проводите инвентаризацию и читайте ОСВ. Регулярно сверяйте данные по остаткам в описях с остатками в 1С по счетам учета основных средств и материалов. Существенные отклонения по итогам сверки укажут вам на возможность хищения ТМЦ или проблемы с внутренним контролем в компании.
7. Наличие первичной документации по сотрудникам.
Проверьте, со всеми ли работниками заключены трудовые договоры. Нередко бизнес с целью оптимизации налогов заключает с сотрудниками гражданско-правовые договоры, по факту регулирующие трудовые отношения. В таком случае всегда есть риск, что ГИТ может переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые. Тогда работодатель попадет на штрафы.
Ещё больше подводных камней – в работе с самозанятыми, как бы просто и привлекательно всё не выглядело на первый взгляд. Но это, пожалуй, тема для следующей статьи.
ИТОГО: только бухгалтер, который видит бухучет как единую систему и действует в интересах компании, сможет предотвратить ошибки, защитить бизнес и самого себя. Именно в этом его основная задача, а не просто сдача отчетности в срок, как думают некоторые бухи.
Бухгалтер профи все время оценивает риски, налоговые и финансовые. Он может проанализировать возможные действия контролирующих органов на несколько шагов вперёд, в фактах и цифрах показать руководителю или собственнику бизнеса последствия учетной политики предприятия – и на внутреннем, и на внешнем уровнях.
Согласны, что такая комплексная зашита может стать залогом стабильного развития и предприятия, и самого бухгалтера?