Найти тему

ЧТО ДЕЛАТЬ БУХГАЛТЕРУ, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛА НАЛОГОВАЯ. От внешней картинки к внутреннему содержанию (часть 2).

Ольга Бокова
Ольга Бокова

Никакой «незаметный» внешний образ предприятия НЕ СПАСЁТ вас от штрафов и санкций, если во внутреннем учёте бардак.

Чтобы обойти острые углы и обеспечить безопасность предприятия, на котором работает, специалист должен иметь системное видение бухучета. Двигаться по контрольным точкам и знать, как вести внутренний учёт, чтобы минимизировать налоговые риски.

На этом уровне бухгалтер формирует готовность фирмы к возможной проверке.

1. Отрицательные остатки на счетах 10 и 41.

Если получается, что списали материалов или товаров больше, чем приняли на баланс - будут некорректно сформированы бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. А также неверно рассчитана «расходная» часть в налоговом учете.

2. Корректное отображение контрагентов в 1С.

Задвоение клиентов может привести к искажениям информации в бухгалтерском учете и риску переплаты налогов.

3. Наличие первичной документации по сделкам.

Если у вас отсутствует первичка, подтверждающая расходы, есть риск, что контрагент будет квалифицирован налоговыми органами как «однодневка», а сделки с ним - сомнительными.

4. Внутренние документы, обосновывающие деловую цель затрат.

Они должны быть. Если вы, конечно, не хотите, чтобы налоговая засомневалась в реальности и обоснованности расходов. В противном случае рискуете получить обвинения в неправомерном занижении базы по налогу на прибыль и возмещению НДС из бюджета.

5. Подотчёт.

Если будете игнорировать правила оформления подотчетных документов, рискуете потерять существенную часть расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Например, в случае отсутствия необходимых приложений к авансовому отчету есть риск, что налоговая не признает осуществленные расходы как уменьшающие базу для исчисления налога на прибыль. И как результат, доначислит страховые взносы на сумму неподтвержденных расходов.

Вы также рискуете, когда практикуете выплату заработной платы под видом командировочных расходов.

6. Возможность халатности и воровства сотрудников.

Как предусмотреть? Проводите инвентаризацию и читайте ОСВ. Регулярно сверяйте данные по остаткам в описях с остатками в 1С по счетам учета основных средств и материалов. Существенные отклонения по итогам сверки укажут вам на возможность хищения ТМЦ или проблемы с внутренним контролем в компании.

7. Наличие первичной документации по сотрудникам.

Проверьте, со всеми ли работниками заключены трудовые договоры. Нередко бизнес с целью оптимизации налогов заключает с сотрудниками гражданско-правовые договоры, по факту регулирующие трудовые отношения. В таком случае всегда есть риск, что ГИТ может переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые. Тогда работодатель попадет на штрафы.

Ещё больше подводных камней – в работе с самозанятыми, как бы просто и привлекательно всё не выглядело на первый взгляд. Но это, пожалуй, тема для следующей статьи.

ИТОГО: только бухгалтер, который видит бухучет как единую систему и действует в интересах компании, сможет предотвратить ошибки, защитить бизнес и самого себя. Именно в этом его основная задача, а не просто сдача отчетности в срок, как думают некоторые бухи.

Бухгалтер профи все время оценивает риски, налоговые и финансовые. Он может проанализировать возможные действия контролирующих органов на несколько шагов вперёд, в фактах и цифрах показать руководителю или собственнику бизнеса последствия учетной политики предприятия – и на внутреннем, и на внешнем уровнях.

Согласны, что такая комплексная зашита может стать залогом стабильного развития и предприятия, и самого бухгалтера?