Найти в Дзене
КиноМеломан

Зачем сегодня нужен русский рок

В России рок-музыка выполнила свою социальную миссию и давно уже стала частью музыкальной индустрии развлечений. Послушайте, что они поют! 80-е годы прошлого столетия принято считать золотым временем такого явления как «русский рок». Временем колокольчиков, как метко окрестил его рок-бард Александр Башлачев. Явление это было не столько музыкальным, сколько социальным. Петь и играть в те далекие годы многие музыканты элементарно не умели и цепляли публику другим. Искренностью, энергетикой и… текстами песен. Именно текстовая, а не музыкальная составляющая играла ключевую роль в том, что было принято называть «русским роком». Признаюсь, я и сам некоторое время рос на такой музыке и наивно внимал тому, что вещали со сцены тогдашние «борцы с режимом». Те, кто шел против системы, тогда казались смелыми и крутыми. При этом многие русские рокеры всерьез претендовали на звание этаких гуру и считали себя едва ли не истиной в последней инстанции. Проводниками высших сил на земле. Вспомним тексты
Оглавление

В России рок-музыка выполнила свою социальную миссию и давно уже стала частью музыкальной индустрии развлечений.

"Наутилус Помпилиус" в конце 80-х был одной из самых популярных советских рок-групп
"Наутилус Помпилиус" в конце 80-х был одной из самых популярных советских рок-групп

Послушайте, что они поют!

80-е годы прошлого столетия принято считать золотым временем такого явления как «русский рок». Временем колокольчиков, как метко окрестил его рок-бард Александр Башлачев. Явление это было не столько музыкальным, сколько социальным. Петь и играть в те далекие годы многие музыканты элементарно не умели и цепляли публику другим. Искренностью, энергетикой и… текстами песен. Именно текстовая, а не музыкальная составляющая играла ключевую роль в том, что было принято называть «русским роком».

Виктор Цой всегда брал мощной восточной энергетикой и харизмой
Виктор Цой всегда брал мощной восточной энергетикой и харизмой

Признаюсь, я и сам некоторое время рос на такой музыке и наивно внимал тому, что вещали со сцены тогдашние «борцы с режимом». Те, кто шел против системы, тогда казались смелыми и крутыми. При этом многие русские рокеры всерьез претендовали на звание этаких гуру и считали себя едва ли не истиной в последней инстанции. Проводниками высших сил на земле. Вспомним тексты их некоторых опусов.

– Если ты веришь мне, ты пойдешь со мной, – категорично заявлял #Константин Кинчев

– Навстречу солнцу, свернуть в колодцы тьму-страх, – вторил ему Дмитрий Ревякин.

– Ни шагу назад, только вперед! – призывал #Юрий Шевчук

– Марш, марш левой! Марш, марш правой! – отчаянно кричал #Вячеслав Бутусов в антивоенном гимне.

– Дальше действовать будем мы! – предупреждал #Виктор Цой

Концерты группы "Алиса" в 80-е часто оборачивались скандалом и мордобоем
Концерты группы "Алиса" в 80-е часто оборачивались скандалом и мордобоем

И таких песен-плакатов в то время было много. Забавно, что сами властители дум, призывающие следовать за собой, даже не всегда имели высшее образование. «Поколение дворников и сторожей», как остроумно окрестил своих коллег #борис гребенщиков который сам, кстати говоря, окончил факультет прикладной математики Ленинградского Государственного Университета и был вполне образованным молодым человеком. Сегодня многие из этих опусов слушаются наивно и смешно – как с музыкальной, так и с текстовой точки зрения. Настоящую проверку временем выдержали очень немногие песни той поры.

Группа "Телевизор" исполняла остро-социальные песни на злободневные темы
Группа "Телевизор" исполняла остро-социальные песни на злободневные темы

Разбрелись кто куда

Примечательно, что русский рок, как и советская эстрада, музыкально во многом был вторичен. Вкусы и предпочтения отечественных музыкальных «гуру» базировались на западной музыке. Часто – далеко не лучших образцов. Соответственно, многие беззастенчиво брали за основу мелодии зарубежных групп и исполнителей. Иногда заимствования получались даже лучше и интереснее оригиналов. Один из ярких таких примеров – песня группы «Алиса» «Театр Теней», основная мелодия которой была позаимствована у английской группы The Cure (Kyoto Song). Но подобное явление было скорее исключением, чем правилом.

Майк Науменко, лидер группы "Зоопарк" наяривал заводные, веселые рок-н-роллы
Майк Науменко, лидер группы "Зоопарк" наяривал заводные, веселые рок-н-роллы

Источники информации и доступ к лучшим образцам зарубежной музыки для большинства населения страны когда-то был ограничен. И песни советских/русских рокеров воспринимались как откровения. Но быстро перестали таковыми быть, как только «железный занавес» рухнул. В том числе – занавес информационный. Сегодня можно сколько угодно спорить о том, какой вклад внесли наши рокеры в развал Советского Союза. Здесь мы неизбежно вступим в область конспирологии и досужих домыслов. Но факт остается фактом – свою социальную миссию русский рок выполнил. А дальше бывшие рок-авторитеты, гуру и прочие властители подростковых дум, как когда-то пел Сергей Чиграков, вышли наверх и разбрелись кто куда.

Юрия Шевчука до сих пор называют "умом, честью и совестью" русского рока
Юрия Шевчука до сих пор называют "умом, честью и совестью" русского рока

Герои вчерашних дней

С тех пор русский рок перестал быть явлением и стал частью отечественного шоу-бизнеса. Рокеры по старой привычке все также заглядываются на Запад и потихоньку «тырят» оттуда мелодии, технологии, звучание. Удивляет другое. Сегодня вся мировая сокровищница музыкальной культуры находится в абсолютном свободном доступе. С лучшими образцами самой разнообразной музыки можно ознакомиться в пару кликов. Заказать любой носитель – от старомодного винила до навороченного стереоэффектами DVD-аудио.

Питерский "АукцЫон" – из тех коллективов, кто благополучно дожил до наших дней
Питерский "АукцЫон" – из тех коллективов, кто благополучно дожил до наших дней

Но у русских рокеров по-прежнему находится немало адептов и поклонников. И некоторые «герои вчерашних дней» по-прежнему собирают солидные площадки. Что это – ностальгия поклонников по ушедшей юности, нежелание развиваться или маниакальная любовь к русскоязычным текстам песен – часто корявым и не всегда грамотным? Лично у меня нет ответов на эти вопросы. Зачем сегодня слушать русский рок, музыкально по-прежнему вторичный, давно изживший себя идейно и потому дико скучный – остается загадкой.

А как считаете вы? Пишите в комментариях.

Также вам может быть интересно:

Мама, мы все тяжело больны!

Русские рокеры, сыгравшие в кино

Виктор Цой. 30 лет спустя