Если смотреть на этот мотор издали под крылом летающей лаборатории на безе Ил-76, то кажется, что перед тобой стандартный турбовентиляторный двигатель просто изрядно подросший, однако подойдя вблизи, мы увидим, что привычный нам вентилятор ТРДД уступает место редким саблевидным лопаткам, а сам движок являет собой редкий и интересный гибрид между турбовентиляторным и турбовинтовым мотором.
Как ни странно, но информации об этом, без преувеличения, удивительном двигателе в сети не так уж и много.
Разработка НК-93 началась как и все в нашей стране во времена СССР, когда первые работ в рамках проверки концепции показали удивительные и многообещающие результаты.
Оказалось, что закопотированный (облаченный в кожух) ТВВД только в предварительных расчетах обеспечивает на 7% лучшие показатели по экономичности чем незакопотированный и на 5% больше чем привычный нам по гражданским лайнерам турбовентиляторный двигатель при одинаковом потреблении топлива.
Интересной изюминкой мотора стали соосные винты мотора, вращающиеся в разных направлениях как это происходит на двигателе НК-12 на Ту-95.
Запустить в серию мотор планировали к 1993 году и устанавливать на всю линейку самолетов - таких как Ил-76, Ил-96, Ту-204.
При крейсерской скорости в 850 км/ч НК-93 потребляет 0,49 кг/кгс∙ч. что даже лучше чем у перспективного ПД-14 с его 0,526 кг/кгс/ч., при этом НК 93 выдает тягу в 18 т., а ПД-14 играет в несколько другой категории с тягой в 14т.
При этом, долгое время, денег на мотор не выделяли вовсе, или выделяли копейки, так в 1998 году, ПАО Кузнецова получила всего лишь 3% от требуемой для разработки двигателя суммы.
Разработка НК-93 долгое время велась в инициативном порядке, двигатель был испытан и в 2009 получил резолюцию Президента -"Идея интересная, проработайте с правительством".
Однако, в дальнейшем проект перспективного мотора заглох.
С практической точки зрения, НК-93 не мог обеспечить требуемого ресурса. Так, его проектный межремонтный ресурс составил всего 7000 часов, тогда, как западные аналоги спокойно доживают до 20000.
Кроме того, НК-93 весит несколько больше своих конкурентов, что сводит на нет его преимущества в виде большей топливной эффективности, а большие габариты повышают опасность задевания кожухом земли.
Кроме того, не все понятно и уровнем шума, данного мотора. Каких либо открытых данных, позволяющих судить об этом показателе у нас нет, но в свое время двигатели схожего типа, установленные на Boeing- 777 не пошли в серию именно из-за излишнего уровня шума.
Кроме того, не слишком понятно на какие машины ставить такой двигатель.
Ил-76 массово переводят на ПД-90А, которых этому самолету вполне хватает, а ставить НК-93 на перспективные лайнеры вроде МС-21 уже точно никто не станет.
Таким образом, НК-93 скорее всего просто не повезло родиться в свою советскую эпоху, где этот двигатель был бы точно при деле.
- Роскосмос официально анонсировал многоразую ракету "Амур"
- Роскосмос строит "Союз" для полетов на Луну. И это глупо.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉