Друзья, продолжаем публикацию материалов, посвященных форту "Ино", который являлся и является уникальным фортификационным сооружением Российской империи на Балтийском море. Отметим, что фактами, которыми мы располагаем, в большинстве своем, мы должны быть признательны энтузиастам, патриотам нашей страны, которые во времена разрухи 1990-х – начала 2000-х боролись за сохранения того, что еще осталось от уникальных батарей и фортов Кронштадтской крепости. Один из них – Владимир Федорович Ткаченко, замечательный человек, художник, патриот, автор множества исследований и монографий на эту тему. В основе этой публикации – одна из его монографий «Форт «Ино». Строительство. Служба.Уничтожение» (изд-во «Остров», 2009 г.), рекомендуем прочитать полностью.
На этот раз предлагаем вам познакомиться с тем КАК строили сто лет назад бетонные батареи форта, без бульдозеров и экскаваторов, без башенных кранов и современных технологий. Тут есть чему удивиться!
К 1915 году форт «Ино» стал настоящей крепостью (по оценке англичан), но летом 1909 года, когда начались подготовительные работы, на выбранной площадке был только лес. Изучение процесса строительства, даже сейчас, через 100 лет после описываемых событий не может не удивлять своей продуманностью и оперативностью.
После принятия решения о начале строительства при отделениях почт на побережье и в Санкт-Петербурге были открыты конторы по найму рабочих. Только представьте – при отделениях почты не кредиты давали как сейчас, а рабочих нанимали на стройку! Была начата вырубка леса на строительной площадке, причем этот же лес готовился для опалубочных работ (построили специально лесопильню).
Забавно, но в те времена возникли трудности с отчуждением участков леса в казну, так как на территории, отведённой под форт находились дачные постройки петербуржцев и финские хутора, и многие владельцы земли не стремились с ней расставаться. Около года ушло на то, чтобы уговорить всех хозяев расстаться с этими участками и получить компенсацию, причем все было сделано законно. Кстати эти дачи приспособили под жилье для рабочих и контору, а потом в них жили офицеры форта с семьями до окончания постройки гарнизонного городка. Работы по найму рабочих закончились в августе, а в сентябре 1909 года приступили к работам по заготовке песка, прокладке узкоколейных железных дорог, расчистке и спрямлению грунта под батареи.
Интересно, что старались минимизировать доставку материалов и найти все необходимое прямо на месте: так карьер для взятия песка оборудовали в 200 м от форта в северо-западном направлении, в нем был обнаружен песок нужной зернистости, без посторонних примесей; начали строить собственный бетонный завод (находился в тылу будущей 10-дм батареи), склад для привозного цемента; построили сараи камнедробильни (к ней подвели ветку железной дороги для подачи валунного камня); построили насосную станцию, которая подавала воду для промывки песка, щебня и затворения бетонной смеси; у берега вырыли колодец (глубина 8 метров), куда фильтровалась вода из залива через толщу пляжного песка. Оцените: водопровод, в том числе и бетонные колодцы-ревизии, сохранились до сих пор. Кстати, напротив насосной станции, в общем массиве земляного вала, возвели укрытие для двух выкатных 3-дм (76-мм) орудий.
Работы шли достаточно быстро и к ноябрю 1909 года закончили выборку грунта под фундаменты батарей и орудийных оснований, а также кладку фундамента под основания восьми 10-дм и четырёх 11-дм орудий. Наступившие в конце ноября морозы вынудили строителей прекратить работы по бетонированию оснований. Однако зимой работы не были прекращены!
Было принято решение проводить зимнее бетонирование, но чтобы исключить влияние отрицательных температур на свежеуложенный бетон, над всеми фундаментами орудийных оснований возвели дощатые, утепленные опилками сараи (так называемые «тепляки»). Мало того, к этим «теплякам» от бетонного завода подвели крытые ходы узкоколейной железной дороги, а во всех помещениях – бетонном заводе, складах щебня, песка, цемента, «тепляках» над орудийными основаниями установили печи для создания положительных температур на все время бетонирования и набора бетоном прочности (а это 28 суток – как минимум)! Как после этого не восхитишься тщательностью подхода к строительству. К концу 1909 года закончили все необходимые постройки (дощатые и бревенчатые) для строителей, не только казармы и кухни-столовые для рабочих, но и бани и временную церковь.
В феврале 1910 года уже приступили к установке орудия на основания, бетон которых уже набрал необходимую прочность, а к 20 апреля установили все орудия, используя специальные винтовые домкраты подъемной мощностью в 3000 пудов каждый. В конце апреля 1910 года восемь 10-дм орудий, восемь 11-дм и восемь 6-дм орудий были готовы к испытанию стрельбой. Учитывая, что бетонирование зимой являлось абсолютно новой технологий, были сомнения в прочности бетонных оснований, но проведенные испытание бетона и изучение документов показали, что бетон полностью отвечает всем необходимым требованиям. Тщательному осмотру подвергли все орудийные основания до и после стрельб, проведенных в мае 1910 года, основания выдержали испытания стрельбой полными боевыми зарядами, не получив ни трещин, ни сколов, да и сейчас, спустя почти сто лет, находятся нормальном состоянии, хотя и заросли мхом.
Впечатляют не только объемы работ по созданию батарей, но и вспомогательные работы, без которых функционирование форта было бы в будущем проблематичным. Так в мае 1910 года полным ходом шли работы по постройке молов и пристани для сокращения времени и денег при доставке габаритных грузов морем из Кронштадта и Петербурга. Под защитный волнолом установили ряжи, такое же ряжевое основание изготовили и под пристань. Кладка мола и пристани велась из бетонных блоков и валунного камня. Гавань нужна была срочно, так как поставка основного строительного материала – цемента, также производилась морем. Вскоре доставили детали 32-тонного стационарного крана для установки на пристани. К гавани проложили два фарватера (глубиной 3-3,6 м).
Тем временем строители приступили к кладке фундаментов для казематов, погребов батарей, потерн, траверсов, брустверов. И здесь тоже были использованы инновации (как сейчас бы сказали): в постройках широко применялась противооткольная одежда сводов из гнутых швеллеров, применили и стальную крупноячеистую сетку, закладываемую в опалубку перед бетонированием. Это было новшество, применённое только на форту «Ино», на «Красной Горке» этот метод противооткольного укрепления сводов второстепенных казематов не применяли. А своды казематов в групповом командном пункте (КП) усилили сплошными броневыми листами дюймовой толщины.
Весь 1911 год ушёл на бетонирование казематов батарей и трудоёмкие работы по выемке грунта из рвов сухопутного обвода и формирование земляного вала с дерновой одеждой крутостей. Бетонные траверсы батарей перед засыпкой их грунтом в качестве гидроизоляции покрывали слоем асфальта. Шла работа и по бетонированию фронтальных и горжевых убежищ для пехоты и противоштурмовых орудий. На территории форта перед фронтом батарей и горжей прорежали лес, подрост в котором полностью вырубался, поскольку мог служить укрытием для пехоты противника.
Сухопутному обводу форта уделялось не меньшее внимание, поскольку новые форты проектировались и строились не только как чисто морские укрепления, а комбинированные с мощной артиллерией в сухопутном направлении, до 11-дм мортир включительно, и в целом с развитой сухопутной долговременной обороной. К примеру, форт «Ино» по общему плану развёртывания сухопутных сил на Карельском перешейке должен был служить опорным пунктом 42-го армейского корпуса, дислоцированного в Финляндии. В случае войны и возможного отступления войск корпуса его левый фланг мог закрепиться на сухопутных позициях форта, а мортирная батарея форта совместно с сухопутной артиллерией могла существенно помочь обороняющимся стрельбой с закрытых позиций. Значимость вооружения со стороны суши подтверждает перечень артиллерии, которую доставили в 1913-1915 годах для усиления сухопутной обороны форта: четыре 9-дм мортиры образца 1877 года; шесть 6-дм орудий в 200 пудов образца 1904 года; пять 11-дм мортир.
С установкой орудий на форт начали переводить артиллеристов 2-го артполка крепости: 20 мая 1910 года на форт переводят 5-ю роту полка, в 1911 году на форт переводят 6-ю роту полка, а в 1912-м - 7-ю роту.
В 1912 году бетонные работы на батареях были окончены, приступили к земляным работам. На всех батареях отсыпали земляные валы и траверсы. Убрали строительный мусор. Почти полностью закончили постройку гарнизонного городка. В том же году на форт переводят большую часть 2-й роты телефонистов-наблюдателей (связисты и дальномерщики по современной терминологии) и 2-й электротехнической роты (обслуживание электромеханического хозяйства форта: дизель-генераторов, искрового телеграфа, телефонной станции, прожекторных установок). Прибывают на форт и пехотные части из состава 2-го Кронштадтского пехотного полка для гарнизона сухопутной обороны форта. Если в 1910 году на форту дислоцировалось 300 артиллеристов, то к 1912 году их число достигло 800 человек, а к концу года - 1000 человек, то есть весь 2-й батальон полка.
Командир 2-го батальона подполковник В. В. Александров, прибывший на форт вместе с офицерам рот ещё в 1911 году, исполнял должность коменданта форта, но официально в утвержден в должности 11 ноября 1912 года. Можно считать, что форт стал действующей боевой единицей, однако его совершенствование и строительство еще не закончилось.
Продолжение следует... (кстати, кто может сказать, зачем на фото нужна площадка, на которой стоит артиллерист)
Источники:В.Ф.Ткаченко, «Форт «Ино». Строительство. Служба. Уничтожение» (изд-во «Остров», 2009 г.); К.К.Михалени «Форт Ино. Строительство и разрушение» (Цитадель, 2/1996,1/1997), В.Андреев "Фактическое состояние русской береговой артиллерии в конце XIX века" (Фортовед, № 3/2011).