Так называется финальная глава в книге "Миллион на чаевых", каковая глава в художественно-развлекательной форме объясняет некоторые связанные с кассой приёмы и методы "работы" официантов.
Ни в коем случае нельзя следовать этим приёмам и методам, ибо даны они исключительно в порядке некоего такого entertainment, то есть развлечения, а не инструкции к действию.
Вот, к примеру, приходит утром в кофейню гость и заказывает кофе с собой, которому цена, условно, сто рублей. Платить будет картой. Ему делают кофе и, поскольку платит картой, протягивают терминал, через каковой терминал средства и перечисляются. Гость уходит со своим кофе, заплатив за него полагающиеся сто рублей по актуальным ценам в меню; тут все в порядке. Гость получил свое и не заплатил ни копейки больше.
Дальше внимание переносим на заведение вовнутрь. Что с этой сотней рублей?
Смотрите: когда гость рассчитывается картой через терминал, на терминале появляется «100 рублей». Но терминал — это только одна половина. А вот вторая: всякий заказ, в том числе кофе с собой, следует занести (оформить) («забить», на нашем жаргоне) в специальную программу. После произведенной оплаты этот заказ следует закрыть в программе, выбрав способом оплаты банковскую карту. Если сделать все правильно и закрыть заказ банковской картой, в программе тоже появляется «100 рублей» — те самые, с терминала.
Таким образом, эти качели выравниваются. Сто рублей здесь — сто соответствующих рублей там.
Мы называли это «ровный кредит».
Но — вот это важно (и это ни в коем случае нельзя делать, ибо незаконно и ведёт к обогащению) — если какой-нибудь мошенник, которого мы заранее осуждаем и готовим ему койку-место в тюрьме, заказ на забивает (т. е., не оформляет в программе), а просто принимает этот заказ устно, исполняет его в точности и берёт с гостя 100 рублей по терминалу, тогда в терминале оказывается 100 рублей, а в программе их не оказывается. Программа «думает», что никаких заказов не было.
И тогда получается: на терминале есть 100 рублей, а в программе 0 рублей.
Мы называли это «кривой кредит».
Само собой, мы старались не допускать этой ситуации и никогда, повторюсь, никогда не потворствовали появлению такого вот «кривого кредита», потому что это незаконно и ведёт к обогащению, а у нас в жизни нет такой цели — обогатиться, у нас есть цель жить по закону и по совести, а рассказываю я всё это исключительно в развлекательных целях.
Кредит должен быть всегда ровный — сколько денег сняли по картам в течение смены, столько же и должно быть в программе.
(В скобках замечу, что) и с наличными чаевыми та же фигня — их, по правилам, нельзя класть в кассу, в кассе никогда не должно быть никаких «лишних» денег. Сколько прошло денег по программе за день — ровно столько и должно быть. Чаевые полагается складывать где-то отдельно.
Возвращаясь к кривому кредиту — если на терминале есть 100 рублей, а в программе их нет, нужно сделать так, чтобы они появились. Как это сделать?
Ни в коем случае нельзя, но очень просто — нужно дождаться следующего заказа, который гость будет оплачивать, внимание, наличными. Для удобства представим, что следующий заказ — тот же кофе с собой, те же сто рублей. Только не картой, а наличными, и это принципиальный момент.
Ни в коем случае нельзя, но гостю делают кофе с собой, этот заказ уже забивают в программу, он платит наличными. И уходит со своим кофе, заплатив за него полагающиеся сто рублей по актуальным ценам в меню. Тут все в порядке, гостя никто не нагрел.
А вот дальше этот заказ, второй, который наличными, в программе закрывают не наличными, а картой.
И тогда получается: это ни в коем случае нельзя, но на терминале сто рублей (с первого заказа), сейчас второй заказ закрыли картой, и в программе тоже теперь сто рублей. Кредит ровный.
Но подождите. Ведь гость номер 2 дал наличными сто рублей. Кредит ровный, хорошо; а куда эту сотню?
В кассу нельзя, и не просто нельзя, а ни в коем случае нельзя, потому что программа «думает», что налички сегодня еще не было, ведь мы в рамках данного примера еще ни один заказ не закрыли наличными. Программа «думает», что был закрыт только 1 заказ, и закрыт он был картой. Налички в кассе быть не должно.
И поскольку в кассе лишних денег быть не должно, а лишняя сотня есть и девать ее куда-то надо, по общей договоренности мы это называем «чаевыми» и кладем в общую коробку с общими чаевыми.
Доступно ли излагаю?
Естественно, если много и часто делать такие заказы, допустим, тот же кофе с собой, бухгалтерия задаст адекватный вопрос: кофе закупили, он кончился, а по бумагам заказов как будто не было, в чем дело? Это называется «недостача», с этим разбираются отдельно, способов тоже немало.
Но вообще всё это ни в коем случае нельзя, потому что ведёт к обогащению и испытанию характера официанта большими деньгами, а нам этого не надо, зачем нам большие деньги, и обогащения нам не надо, нам надо жить по совести и исполнять закон, закон для всех один, все перед законом равны, а рассказываю я всё это с целью развлекательной и художественной, ибо в книге "Миллион на чаевых" это описано в последней главе подробно, но не для обогащения официантов, нам не надо, нам надо работать по совести и за зарплату.