Найти в Дзене
ru-memorials

Бронепоезд №16

В начале августа 2020 года в тульском парке Патриот появился очередной уникальный экспонат - макет бронепоезда №16, прототип которого принимал участие в обороне Тулы в 1941 году.

Это второй бронепоезд, который можно увидеть в Туле (и третий в Тульской области).
Осенью 1941 года в обороне Тулы принимали участие несколько бронепоездов (бепо).
В том числе бепо №13 и бепо №16.
Тринадцатый стоит на станции Тула с 2015-го года, а шестнадцатый теперь можно увидеть здесь, в Патриоте.

Свой путь бронепоезд номер 16 начал в 1940 году в Брянске на заводе "Красный Профинтерн".
Построен он был по проекту лёгких бронепоездов БП-35.
В состав поезда входили обычные и бронированные паровозы, бронеплощадки ПЛ-37, платформы и вагоны обеспечения.

Бронепоезд №16 был передан в 8-й отдельный дивизион бронепоездов (8-й одбп).
Первым местом службы поезда была Белоруссия.
С началом Финской войны 8-й дивизион перебросили на поддержку прорыва укреплений линии Маннергейма, а затем на взятие Выборга.

В мае 1940 года бронепоезд номер 16 в составе дивизиона был перебазирован в Туапсе, где и встретил начало Великой Отечественной.

Бронепоезд был переброшен на Юго-Западный фронт, где воевал около полугода на разных участках (в том числе защищал Жлобин, Рославль, ст.Подписная, ст.Музалёвка и др.).

В октябре 1941 бронепоезд был повреждён и переведён для ремонта в Тулу.

В течение нескольких дней, тульские рабочие вернули бепо боеспособность и он остался оборонять город от наступающих немецких частей.
Туляки дали бронепоезду народное название "Борис Петрович".
Командиром бепо 16 был капитан В.А. Коржевский.

Бронепоезд защищал подступы к городу в самый ответственный период - в ноябре и декабре 1941 года.
В том числе, он обстреливал врага с позиций на станциях Криволучье, Присады, в районе Ивановских дач, Ново-Басово, Ревякино.
Бепо активно действовал на Алексинском направлении.

Сохранилась фотография Бронепоезда №16 того периода (автор фото ?.?.Орлов, из альбома В. Н. Суходольского «Оборона города Тулы и партизанское движение»).

-2

После завершения операции по обороне Тулы, бронепоезд №16 был выведен на ремонт и переформирование, в результате которого был включён в 37-й отдельный дивизион бронепоездов (37-й одбп) под новым номером 1.

С апреля 1942 по март 1943 года бронепоезд дислоцировался в Ельце и подчинялся командованию 13-й армии Брянского фронта.
Участком ответственности поезда был район Ливны-Верховье.
В декабре 1942 года, в связи с произошедшей стандартизацией нумерования бронепоездов, бывший бронепоезд № 16 получил новый номер - 649.

Следуя за наступлением Красной Армии, к концу 1944 года бронепоезд добрался до самых западных границ освобождённой территории СССР и закончил активные боевые действия в марте 1945 года в Львовской области на станции Стрый.

Летом 1946 года, после расформирования 37-го одбп, бепо был передан в 8-й одбп (тот самый в котором начинал службу в 1940 году).

История Бронепоезда №16 завершается в начале 1950-х годов, когда были окончательно расформированы дивизионы бепо, а их матчасть сдана на склады.
Часть относительно исправных паровозов была разбронирована и возвращена в народное хозяйство, а изношенные локомотивы и разоружённые бронеплощадки отправились на переплавку.

-3

Современная реплика бронепоезда №16 состоит из восьми единиц железнодорожной техники.
Это четыре платформы, две бронеплощадки, паровоз, тендер и санитарный вагон.

Паровоз был получен из резервов Красноярской железной дороги.
Обшивали его железом в Узловой на ОАО «ЛокоТех-Сервис», хорошо знакомом нам по другим железнодорожным макетам и памятникам Тулы и области.
Бронеплощадки и санитарный вагон строили в цехах эксплуатационного вагонного депо Тула, совместно с работниками дистанции гражданских сооружений и АО «Тулажелдормаш».
Вооружение поставляли Тульский Машиностроительный завод и Тульский Оружейный завод.

Первоначально памятник хотели установить к 9 мая 2020 года, но сами знаете почему установку отложили до снятия ограничительных мер, а открывать так пока и не стали (на 09.2020).

-4

Первая бронеплощадка похожа на ПЛ-37 - бронеплощадку образца 1937 года с двумя 76.2-мм орудиями обр.1902/30 годов во вращающихся башнях.
С каждой пушкой был спарен 7.62-мм пулемёт Максим.
Дополнительно, на боковых бортах броневагона в специальных поворотных установках размещалось ещё по два Максима.

-5

Перед броневагоном прицеплена контрольная платформа.
Основное предназначение контрольной платформы - взорваться на мине или сойти с повреждённых рельс вместо бронеплощадки.
Чтобы платформа была достаточно тяжёлой, а так же приносила пользу, её часто нагружали запасными шпалами, рельсами и мешками с песком для починки повреждённых путей.
Иногда на контрольных платформах размещали зенитные орудия или стрелков.

-6

Под бронировкой скрывается паровоз Л-3486.
В оригинальном бронепоезде №16 бронепаровозом был Ов-3787.
Он не сохранился, как и большинство локомотивов этого типа.
Зато послевоенных Лебедянок на базах запаса ещё на много лет вперёд найдётся.
Поэтому для макетов и памятников очень часто используют именно их.

-7

Внешне отличие, конечно, очень заметное.
Корпус бронепаровоза Ов был ниже бронеплощадок и практически не перекрывал им углы обстрела.

-8

Вторая бронеплощадка тоже ПЛ-37.
Внутри броневагонов планируется интерактивная экспозиция с рассказом об обороне Тулы и рассказ о боевом пути бепо №16.

-9

За второй площадкой прицеплены ещё две платформы.

-10

Обе платформы двухосные, тормозные.

Но разного размера (какие типы сказать не готов).

Предположу, что на эти платформы поставят пушки, как это сделали, например, на станциях Тула, Чернь, Белёв или Мценск.

-11

Замыкают бронепоезд санитарный вагон и ещё одна платформа.
Санитарный вагон, по утверждению реставраторов, был построен в 1940 году именно как специальный вагон для перевозки раненых.
То есть, это реальный образец техники периода Великой Отечественной.

-12

Забор, определённо портит фактуру окружающего ландшафта, в котором можно снимать фильмы про Войну.

-13

Интересно, как изменится место после официального открытия этой части парка?