В любом деле и в любом вопросе в первую очередь прибегать к помощи Аллаха - одна из прекрасных обязанностей мусульманина. Это помогает познать "фуйудат-ы иляхи" (мн. ч. от "фейд") – божественные излияния. Обращаться к Аллаху за помощью против всего, что препятствует Его проявлениям (таджалли) и излияниям (фейд), есть Истиаза[1].
Приступать к делу и начинать речь с Бисмилла ("Бисмилляхир-рахманир-рахим"- «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!») путь к ма’рифатуллах - познанию Аллаха.
Шайтан, сея смуту и раздор, старается овладеть сердцем му'мина. Это его естественная и основная задача[2]. Поэтому самая большая оплошность - пренебрегать истиаза.
Сердце, в которое не может проникнуть шайтан, - сердце му'мина, друга Аллаха[3], человека знания, "ариф-и биллах" (познавший Аллаха). Человек, которого он боится и который заставляет его вздрагивать, - человек "Ариф" - познавший Аллаха, потому что в нем проявляется "хакикат-ы Мухаммади" – "отпечаток", "сущность" пророка Мухаммада (с.а.в.).
После того как человек обратился к Всевышнему с помощью А'узу
("А'узу биЛляхи мина ш-шайтани р-раджим" — «прибегаю к Аллаху от проклятого (дословно: „побиваемого камнями“) шайтана»): мольба к Аллаху о защите и покровительстве от любых злых сил),
Создатель желает от него услышать: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного", то есть пожелает услышать Бисмилла.
Хорошо знай, что дело без Бисмилла будет обреченным на неудачу. Отнесись серьезно и не говори: "Чего уж там, что случится...".
Распознать в себе большой мир, размышлять о своих духовных силах, задавать себе вопросы "кто я, откуда пришел, куда направлюсь? Я пришел на эту землю не по своей воле...", проникать в сущность материи и познавать истины - одна из первейших обязанностей человека. Все это также начинается с Бисмилла.
Аллах повелевает начинать все дела с Бисмилла. В этом заключается большая мудрость. Подумай и пойми! Сулейман Челеби, говоря: "Давайте сначала вспоминать имя Аллаха. Это обязательно для каждого раба в любом деле"[4], указывает на необходимость постоянно вспоминать имя Аллаха.
Скрытый смысл в Бисмилла - намекать и указывать на то, что все, что существует в природе, заставляет вспоминать Ваджибу'ль Вуджуд (Аллах, существование которого обязательно само по себе) - Аллаха. Происходит это следующим образом: поскольку аяты Корана не читаются без Бисмилла и поскольку эти аяты есть доказательства, описывающие всю эту огромную вселенную, то каждое творение Аллаха можно представить в качестве одного аята и одного доказательства. Иными словами, каждое творение – доказательство, провозглашающее, подтверждающее, напоминающее об Аллахе.
Хорошо знай, что душа, искренне произносящая Бисмилла, в конце концов, познает вселенную, бытие, проявления (таджалли) Аллаха в предметах.
"Каждое существо - аят Аллаха. Каждый аят же читается с Бисмилла", - сказали мы. Взгляни на следующий пример и подумай:
"И земля мертвая - знамение для вас (подтверждающее наше могущество и способность воскрешать из мертвых). Мы оживили ее (с помощью дождя) и вывели из нее зерно, которое вы едите"[5].
"И ночь - знамение для них, подтверждающее наше могущество. Мы снимаем с нее день, и вот - они оказываются во мраке"[6].
В этих аятах говорится о том, что мертвая земля и ночь есть аяты (то есть доказательства). Так как каждый аят Корана читается с Бисмилла, размышление над каждой вещью через Бисмилла приведет к познанию сущности вещей, что и является настоящим знанием. Это есть "познание Аллаха" (ма’рифатуллах). Это означает познать Хака, понять, что ничто не может существовать без Его помощи. Это есть постичь тайну фразы "Из всего виднеется Хак". Словом, Бисмилла - ключ к вселенной, являющейся копией Корана, и ко всему, что в ней существует.
О, человек! Сейчас внимательно послушай. Если желаешь быть защищенным от интриг и хитростей шайтана, желаешь постичь сущность вещей, желаешь быть человеком знания (ахл-и ма’рифат), пусть "А'узу Бисмилла" будет ключом твоего языка и сердца.
[1]Истиаза - произносить "А'узу-Бисмилла".
[2]Суры А’раф, 7\16-17; Хиджр, 15\39; Сад, 38\82.
[3]Суры Хиджр, 15\41-42; Исра, 17\65.
[4]Сулейман Челеби. Маулид./ Под ред. проф., д-ра Фарука Тимурташа. Анкара, 1989. С. 4.
[5]Сура Йа Син, 36\33.
[6]Сура Йа Син, 36\37.
Источник: доктор Хайдар Баш "Макалат: Ислам, секрет становления"