Немного отвлекшись от перевода книги Эйкена Кобая "ПОНИМАНИЕ ДЗЁДО-СИНСЮ" мне хочется привести еще одну поучительную историю из книги "МЁКОНИНДЭН" ("Истории о людях Истинной Веры").
"Мёконин" буквально означает чудесный, превосходный человек. Этот термин используется для обозначения истинного последователя Дзёдо-синсю. Поступки и высказывания таких людей, хотя часто и идут вразрез со здравым смыслом, но указывают на глубину их Веры и истинное сострадание. Мёконином может быть неграмотный и необразованный человек, но у него всегда присутствует глубокое понимание учения о Силе Другого. Такой человек - не просто слепой декламатор Нэмбуцу. Осознав Силу Другого и испытав единство с Амидой, он полностью ощущает его всеобъемлющее сострадание. При этом, остро осознавая свое абсолютное бессилие, мёконин всегда испытывает благодарность Будде Амиде, и поэтому его повседневная жизнь полна спонтанных проявлений радости и бескорыстной любви.
Ранее я уже приводил две притчи из этой книги: Кихи из Аки и Кухи из провинции Ивами. Сегодня ещё одна очередная история.
--------------------------------------------------
В эпоху Кёхо (1716-1735 гг.) в провинции Сетцу у подножия горы Майя жил истинный последователь Амида-будды дровосек по имени Дзироэмон. Он был крайне беден и едва сводил концы с концами. Один или два раза в год он совершал паломничество в Киото в храм Хондзан Хигасихонган-дзи, хотя для того, чтобы сделать там небольшое пожертвование, он должен был помимо основной работы ещё собирать в поле папоротник и продавать его на рынке.
В то же время в Киото, в районе Нисидзин, жил также исключительно преданный последователь Амиды богач Хисия Рёгэн. Он каждый день посещал храм Хондзан Хигасихонган-дзи и однажды встретил там Дзироэмона, став свидетелем его искренней преданности Будде. С того дня они начали встречаться каждый год и стали хорошими друзьями. Всякий раз, когда Дзироэмон посещал Киото, он останавливался на ночлег у Рёгэна. Они вели беседы о Дхарме и делились друг с другом радостью от следования истинному учению.
Но однажды случилось так, что Дзироэмон целый год не появлялся в Хондзане. Рёгэн забеспокоился, решив, что тот, возможно, тяжело заболел или уже отправился в Чистую Землю. Поскольку для Рёгэна Дзироэмон был единственным близким другом, он сильно тосковал по нему.
Взяв с собой слугу Рёгэн отправился в Сетцу. После долгого путешествия они прибыли в деревню Дзироэмона. Спросив о нём повстречавшегося им местного жителя Рёгэн услышал: «Да, здесь есть человек по имени Дзироэмон, но он совершенно не заслуживает внимания такого богатого господина, как вы. Дзироэмон с большим трудом добывает себе средства к существованию, постоянно недоедает и одевается в лохмотья. Он выглядит хуже нищего! Но, если вы настаиваете на встрече с ним, то — вот его дом». Сказав это, крестьянин указал на хижину у дороги.
Взглянув на хижину Рёгэн увидел, что стены её были из бамбука, оплетённого колючим кустарником, дверь сделана из сухой полыни; полом в хижине служили соломенные циновки, расстеленные прямо на земле.
Дзироэмон вышел из дома, чтобы встретить Рёгэна и поприветствовать его. Он воскликнул: «Вы ли это, Рёгэн-сама? Как приятно вас видеть! На протяжении долгого времени я был нездоров, и не смог совершить паломничество в Хондзан, как раньше. Я как никогда счастлив видеть вас в добром здравии и в прекрасном настроении от следования истинной Дхарме Нэмбуцу!»
Совершенно не стесняясь своей убогой хижины, Дзироэмон всю ночь напролёт проговорил с Рёгэном о Дхарме, после чего они вместе декламировали Нэмбуцу. Друзья испытывали безмерную радость от встречи; только слуга Рёгэна хмурился и скучал, так как сердце было глухо к учению Будды.
На утро пришло время прощаться. Дзироэмон и Рёгэн поклялись, что тот из них, кто умрёт первым, будет ждать другого в Чистой Земле, чтобы вместе предстать перед Амидой и занять места рядом у его Лотосового трона.
Напоследок Рёгэн достал немного денег и протянул их Дзироэмону, сказав: «Вы бедны. Вы не придаёте этому значения, понимая бренность этого мира. Но я, как ваш попутчик в этой юдоли страданий, не могу видеть вашу бедность. Я содержу даже плохих и недостойных слуг; почему бы мне не разделить те небольшие деньги, которые у меня есть с собой, с человеком одной со мной веры? Купите себе новую дверь, чтобы в вашей хижине не гулял ветер!»
Дзироэмон ответил: «Я никак не ожидал услышать от вас такие слова! До сих пор я считал вас человеком искренней и глубокой Веры. Однако ваши последние слова заставили меня усомниться в вашем понимании Дхармы. Ведь беден человек или богат, живёт он в страдании или купается в удовольствиях, зависит только от его прошлой кармы. Даже мудрецы не могут избежать результатов своих действий, совершённых в прошлом. Ваше предложение помощи противоречит закону причинности, неужто вы не видите этого?"
Рёгэн воскликнул: «Я сожалею! Гордыня и слепые страсти овладели мной, заставив поверить, будто таким образом я смогу помочь вам! Простите меня и, пожалуйста, оставайтесь для меня и впредь лучшим другом в Дхарме! В этом преходящем мире для меня нет ничего ценнее нашей дружбы!"
Их крепкая дружба продолжилась, и до конца своих дней, встречаясь, они делили друг с другом радость от следования истинной Дхарме.