Оригинал
Когда этим летом центры по контролю и профилактике заболеваний провели опрос, выяснилось, что каждый десятый из 5400 респондентов серьезно задумывался о самоубийстве в предыдущем месяце — это примерно вдвое больше по сравнению с той же статистикой в 2018 году. Для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет эта доля была поразительной – один к четырем.
Исследование, опубликованное в августе, стало одним из растущего числа предупреждений о том, что пандемия наносит ущерб психическому здоровью людей. Коронавирус многих лишил работы, учебы или любимого дела. Вдобавок ко всему, меры социального дистанцирования усугубили депрессию для многих.
Почти все страны публикуют статистику самоубийств с опозданием в год или два, в последние годы количество самоубийств сокращались в большинстве стран, за исключением Америки.
Картина самоубийств во времена covid-19 еще не сложилась. Но у экспертов есть основания опасаться самого худшего.
Во-первых, звонки на горячие линии психологической помощи не прекращаются. Некоторые в Америке видели, как поток обращений увеличился в восемь раз, говорит Салли Кертин, эксперт по самоубийствам.
Возросло число молодых людей, обращающихся за помощью, а также доля тех, кто находится в крайне тяжелом положении, отмечает Бренда Скофилд, председатель благотворительной организации "Самаритяне" в Гонконге.
Talkspace, нью-йоркская компания онлайн-психотерапии, рассказывает, что количество видео-сеансов увеличилось на 250% во время пандемии.
Число пациентов с тяжелой тревожностью увеличилось на 40%, что является беспрецедентным скачком за девять лет работы Talkspace.
Нил Лейбовиц, его главный медицинский директор, ожидает, что это приведет к тому, что он эвфемистически называет “большим количеством побочных эффектов”.
Появилось несколько предварительных оценок количества самоубийств во время пандемии. Хотя цифры будут пересмотрены, они не предвещают ничего хорошего.
Первоначальный подсчет самоубийств в Японии в августе составил 1849 человек, что на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщило министерство здравоохранения.
Национальная полиция Непала заявила, что число самоубийств во время пандемии, по-видимому, выросло на одну пятую. Министерство здравоохранения Таиланда опасается, что почти девять из каждых 100 000 тайцев покончат с собой в этом году, по сравнению с 6,6 в 2019 году. Министерство создает новую систему отчетности, чтобы быстрее получить официальную статистику по ситуации с ментальным здоровьем людей.
Долгая история связей между эпидемиями и самоубийствами еще больше омрачает перспективы.
В первом веке нашей эры римский поэт Овидий писал о чуме, во время которой некоторые вешались, чтобы “убить страх смерти собственной рукой”.
Испанский грипп появился в 1918 году и унес жизни примерно 50 миллионов человек, это совпало с увеличением почти на треть числа самоубийств в Европе, говорит Диего де Лео, глава словенского Центра исследований самоубийств при Приморском университете в Копере.
Вспышка ОРВИ, респираторного заболевания, вызванного коронавирусом, в 2003 году совпала, по его словам, с аналогичным ростом самоубийств среди пожилых людей Гонконга.
История, однако, не может дать точного руководства к действиям в настоящем времени. Вскоре после того, как в конце прошлого года появился covid-19, группа прогнозирования Министерства здравоохранения Таиланда начала рыться в своих архивах и научной литературе в поисках данных об эпидемиях и самоубийствах. Оказалось, что от него мало пользы.
Официальных данных мало, и ни одна недавняя вспышка болезни не вызвала ничего сравнимого с тем, что произошло в период covid-19.
Тем не менее, корреляция между самоубийствами и безработицей, которая во многих странах резко возросла во время пандемии, поражает.
Самоубийства в любом случае уносят жизни больше мужчин, чем женщин (применительно к России это наиболее верно и одновременно катастрофично — соотношение примерно шесть к одному).
Таким образом, мужчины, оказавшиеся без работы, могут быть особенно подвержены риску во время пандемии.
В Италии почти в четыре раза больше мужчин убивают себя, чем женщины. Моника Виши из итальянского Национального института здравоохранения, правительственного учреждения в Риме, считает, что экономический кризис, начавшийся в 2008 году, привел за восемь лет к дополнительным 2000 самоубийствам среди итальянцев трудоспособного возраста.
Потеря работы в то время, по ее словам, привела к аналогичному росту самоубийств среди мужчин по всей Европе. Азиатский финансовый кризис 1997 года способствовал росту числа самоубийств среди мужчин в следующем году более чем на треть в Японии и на 45% в Южной Корее. Число самоубийств среди женщин возросло менее резко.
Исследование, опубликованное в медицинском журнале The Lancet, приравнивает 1%ый рост безработицы к 0,79%му росту самоубийств в Европе и 0,99%му росту в Америке, где пособия по безработице часто становились меньше да и оружие легкодоступно (продажи выросли во время пандемии).
Эти оценки примерно совпадают с выводами других групп. Поскольку пандемия продолжает сжимать экономику во всем мире, это предвещает беду.
Эконометрическая модель, разработанная отделом исследований устойчивости Киотского университета, прогнозирует в этом году по меньшей мере на 3000 самоубийств в Японии больше, чем в 2019 году — примерно 20 000.
И поскольку часто требуется время, чтобы жизнь полностью разрушилась после серьезных финансовых неудач, на 2021 год модель предсказывает ужасные 34 000 самоубийств в Японии, говорит Фуджи Сатоши, глава исследовательского центра.
Черное зеркало
Молодежь — потенциально уязвимая группа. Их перспективы могут даже ухудшиться из-за дополнительного времени, которое пандемия заставила проводить в соцсетях.
Среди молодых американцев уровень самоубийств вырос более чем на 50% с момента появления iPhone в 2007 году.
Больше всего самоубийств среди учащихся средних школ и девочек. Кертин из CDC говорит, что социальные медиа способствуют запугиванию и нелестным сравнениям со сверстниками.
За последнее десятилетие или около того социальные медиа постепенно сократили количество времени, которое молодые люди проводят лицом к лицу.
Из-за пандемии и закрытия школ многие дети стали свидетелями того, как их личное время с друзьями и сверстниками резко сократилось. Эффект от этого заключается в том, чтобы сделать зависимость этих детей от социальных сетей намного больше.
Джин Твенж, профессор психологии в Университете штата Сан-Диего, которая в соавторстве написала исследования с участием более полумиллиона подростков, считает, что смартфоны и социальные сети являются “основной причиной” роста самоубийств среди молодежи в Америке.
Есть и причины для надежды. Многие правительства все больше сосредоточивают свои расходы на ослаблении социальных и экономических потрясений.
Все больше компаний предлагают сотрудникам кризисное консультирование, говорит Нельсон Винод Мозес из индийского фонда по предотвращению самоубийств, который готовит консультантов по суицидам в Бангалоре.
Такие компании, как испанская iLife Company, разрабатывают программное обеспечение для анализа настроения, чтобы отмечать признаки суицидальных мыслей в сообщениях в социальных сетях.
Люди, которые ищут в интернете способы самоубийства, теперь обычно получают номера горячих линий и предложения о помощи от благотворительных организаций.
Тем временем урбанизация сокращает легкий доступ к сельскохозяйственным пестицидам, используемым в пятой части всех самоубийств во всем мире.
В самом широком смысле профилактика начинается с предчувствия опасности, и сигнал тревоги уже прозвучал.