Найти тему

63 года назад на экраны вышел фильм "Летят журавли". Влюбились все: и критики, и зрители

В год 75-летия Победы телеканалы транслируют много современных фильмов о той войне. Новое «видение» произошедшего что ли... Но и о «старом» фонде не забывают.

63 года назад, 12 октября на экраны советских кинотеатров вышел фильм с Татьяной Самойловой и Александром Баталовым в главных ролях. Те самые легендарные «Летят журавли», которые моя бабушка смотрела каждый раз, когда позже его транслировали по ТВ.

Смотрела она всегда с предыханием. Не потому что фильм был о войне, а она пережила ее еще совсем юной девочкой. И не потому, что он стал настоящим прорывом для советского кинематографа. Просто фильм был «настоящий». Без пафоса. И в этой негероической героине каждая женщина Советского союза узнавала себя – сомневающуюся, переживающую, потерянную в те страшные годы лихолетья. Фильм был по-настоящему культовым и «народным» на протяжении многих-многих лет. Да и сегодня я смотрю его с огромным удовольствием и признательностью его создателям. Они сотворили не просто кино о той страшной войне, а о людях, которые ее пережили.

Образ Вероники, созданный Татьяной Самойловой, далеко не положителен, но играет актриса так, что не сочувствовать ей нельзя. Актриса буквально болела своей ролью. В какой-то момент у нее начался туберкулез. Каждые три часа на съемках актрисе продували легкие, делали уколы и продолжали снимать.Кадр из фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм
Образ Вероники, созданный Татьяной Самойловой, далеко не положителен, но играет актриса так, что не сочувствовать ей нельзя. Актриса буквально болела своей ролью. В какой-то момент у нее начался туберкулез. Каждые три часа на съемках актрисе продували легкие, делали уколы и продолжали снимать.Кадр из фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм

Шедевр мирового кинематографа

Сегодня фильм включен в киноантологии, а эпизоды, ставшие хрестоматийными, тщательно разбираются в учебниках по киноискусству. Лента режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского началась с пьесы драматурга Виктора Розова «Вечно живые», написанной в 1943 году. Тогда ее запретили публиковать из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Но в 1956-м, с приходом «оттепели», она вышла в свет не только в печати, но и на подмостках - спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник».

Именно тогда режиссер Михаил Калатозов разыскал автора и попросил его написать сценарий. Позже сценарий много раз менялся и стал сильно отличаться от того, что показывали на сцене. Например, добавился эпизод бомбежка Москвы, а также гибели родителей Вероники и встречи солдат-победителей. Когда за правки взялся оператор Сергей Урусевский, и получился тот окончательный вариант будущего кинематографического шедевра - ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров сумела передать все душевные порывы главных героев, ради чего из сценария были удалены многие диалоги. А еще в процессе съемок родилась сцена смерти Бориса. Это сегодня – съемка на круговых рельсах - классический операторский прием. Тогда он был прорывным, и был придуман Урусевским именно для этой сцены. Другой пример - сцена попытки самоубийства Вероники. Камера находилась в руках у бегущей Татьяны Самойловой и снимала на скоростях 18, 12 и 4 кадра в секунду. Именно такой прием и помог точно выразить безумное состояние героини, срезонировать колебаниям ее души.

Во время съемок фильма оператор будто подчинил небольшую ручную камеру душевным переживаниям героев и выразил при помощи света, ракурсов и техники то, что не в состоянии были сыграть актеры. Даже уже хорошо известный и признанный Александр Баталов. Кадр из фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм
Во время съемок фильма оператор будто подчинил небольшую ручную камеру душевным переживаниям героев и выразил при помощи света, ракурсов и техники то, что не в состоянии были сыграть актеры. Даже уже хорошо известный и признанный Александр Баталов. Кадр из фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм

А для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского четко вровень с актером. Все – в ручную, на глазок. Операторской группе было необходимо одновременно учитывать целый ряд факторов: синхронизацию скорости подъема актера и оператора, перевод фокуса, свет. Сложностей добавляло то, что декорация была замкнутой и от световых приборов моментально превращалась в печку.

Комментарий:
«Все возникло стихийно, в процессе работы... Нужно было выразить мысль, высказать ее на экране максимально острыми средствами. Никто ведь не ставил такой цели: давайте, мол, только изобразительными! Но средства почему-то возникали изобразительные...»
Сергей Урусевский.
Каннский фестиваль был полностью сражен этой военной драмой, где не было ни одной большой батальной сцены. «Летят журавли» стал первым и пока единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского кинофестиваля - «Золотую пальмовую ветвь». На съемках фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм
Каннский фестиваль был полностью сражен этой военной драмой, где не было ни одной большой батальной сцены. «Летят журавли» стал первым и пока единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского кинофестиваля - «Золотую пальмовую ветвь». На съемках фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм

Счастливый случай

Сложно в это поверить, но в советском прокате художественная картина заняла лишь 10 место. Среди соотечественников она была встречена очень неоднозначно. Одни, как Хрущев, посмотревший ее первым, осудили главную героиню, а с нею и весь фильм. В центральной прессе фильм разнесли в пух и прах: «не может быть у советской девушки такой внешности, и никогда она так себя не поведет», - писали издания. Другие прониклись первым фильмом «о простых людях», открытости их чувств, эмоциональности. Моя бабушка, впрочем, как и все ее поколение, так близко приняла эту картину к сердцу потому, что в нем показаны не «правильные» герои, как было раньше, а человечные. Ну а критики в один голос восхищались художественной работой оператора, признавая, что такого в советском кино никогда не было. Хотя, кто «вложил» в картину больше - Калатозов или Урусевский – сложно определить. При помощи кинокамеры они за шесть месяцев нарисовали советскому человеку новую альтернативную реальность. Каждый ракурс, эпизод, двойные, тройные экспозиции, массовые сцены и сегодня не устарели, потому что запечатлены живые - и понятные через годы - эмоции.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Итак, в Советском союзе в 1957 году фильм посмотрели 28,3 миллиона зрителей. А дальше он начал триумфальное шествие заграницей. Как так случилось, что советский фильм попал на экраны Франции, ГДР, ПНР и ЧССР, где его увидели миллионы? Можно сказать, счастливая случайность. В один из дней съемок на площадку «Мосфильма» попал молодой Клод Лелуш, будущий постановщик культовой мелодрамы «Мужчина и женщина».

Впечатленный съемкой сцены с винтовой лестницей, он первым делом по возвращению во Францию связался с директором Каннского фестиваля Робером Фавром Ле Бре. Тот, посмотрев картину после ее выхода, включил фильм в основной конкурс Канн. А дальше – совсем как в сказке – лента обошла работы таких мастеров, как Ингмар Бергман, Сатьяджит Рай и Жак Тати. До сих пор это единственный отечественный фильм, который получил Золотую пальмовую ветвь.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Время спустя, вспоминая о своем визите на советскую киностудию, Лелуш скажет: «Этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером».

О влиянии этого фильма на свою судьбу говорят Андрей Кончаловский, Глеб Панфилов, Сергей Соловьев и многие другие наши кинематографисты. А среди иностранных режиссеров-поклонников фильма - Роман Полански, Стивен Спилберг и Ксавье Долан.

Комментарий:
«В моей жизни фильм «Летят журавли» сыграл большую роль: он потряс меня... Именно благодаря ему у меня появилось желание заниматься режиссурой».
Андрей Кончаловский

Друзья, надеюсь статья была вам интересна! Я много пишу о культуре и туризме рязанской губернии. Заходите на мой канал, подписывайтесь. Будет еще много интересного !..

Мои страницы в ФБ и ВК.