Иногда, когда смотришь на полотна, пожалуй, самого известного представителя Прерафаэлитов - Данте Габриэля Россетти, - то возникает дежавю, как с Боттичелли. Везде видишь одно и то же женское лицо.
Но если у Боттичелли образ красавицы Симонетты Веспуччи был доведен до абсолюта, то Россетти писал конкретных дам.
Попытки отыскать в глубинах интернета ответ: кто же из четырех муз был самой любимой, увы, успехом не увенчаются. Каждый сайт будет гнуть свое.
Поэтому я вас обманывать не буду и скажу сразу: Россетти был еще тот развратник и моральный извращенец, который от одной фаворитки переходил к другой. Женщин выбирал из семей рабочих и бедных.
Давайте познакомимся с каждой и научимся их различать.
Элизабет Сиддал
Элизабет родилась в семье английского рабочего. Семья была большая, поэтому маленькая Лиззи с детства привыкла помогать матери шить простецкие платьица на продажу. Этот навык и вывел Сиддал в люди: она устроилась модисткой в шляпный магазин, где ее увидал художник-прерафаэлит Уолтер Деревелл и попросил позировать.
С этого момента у Элизабет началась новая жизнь: прерафаэлиты избрали ее своей музой. Ее образ вписывался в их представление о женщине эпохи раннего Возрождения. Да и сама девушка не была глупышкой, она недурно рисовала и писала стихи.
Самое знаменитое изображение рыжеволосой Элизабет - «Офелия» Джона Эверетта Милле. Лиззи позировала в ванне зимой по несколько часов к ряду. Чтобы вода была не такая холодная, ванну подогревали снизу лампами. Но в итоге, Сиддал все равно простудилась.
Впервые с Россетти Элизабет познакомилась в мастерской Милле в 1852 году. Молодые люди полюбили друг друга и стали жить вместе. Россетти видел в Сиддал свою Беатриче. Фактически она стала основной натурщицей для всех его ранних работ.
Но большая и светлая любовь к Элизабет не отменяла романов с другими женщинами. А это ох, как не нравилось Лиззи.
В 1860 году Сиддал совсем разболелась и тогда Россетти пообещал жениться на ней ("благородный" какой!). Свадьбу сыграли быстро, но, видимо, уже ничто не помогло спасти эти отношения. Через год Элизабет родила мертвого ребенка. Трагедия повергла ее в страшную депрессию, которая спровоцировала у нее помутнение рассудка и помешательство. В итоге еще через год Лиззи умерла от передозировки опиумом.
Смерть музы и супруги потрясла Россетти. Всю жизнь он будет корить себя в ее гибели и мучиться депрессией. И как вы думаете он спасался от этих настроений? Правильно, топил горе на дне стакана и в опиуме-морфине.
В память о жене Россетти написал ее посмертный портрет Beata Beatrix.
Во время похорон Элизабет Россетти поклялся, что больше не будет писать стихов (да, он еще был и поэтом) и положил в ее гроб все свои творения. Но! Через несколько лет Россетти понял, что совершил ошибку, решил опубликовать свои ранние стихотворения и поэтому потребовал, чтобы захоронение Элизабет вскрыли. Друзья Россетти не поняли его поступка.
Фанни Корнфорт
Россетти изменял любимой жене Элизабет с рыжеволосой и дородной Фанни Корнфорт. Девушка была родом из простой семьи, ее отец был кузнецом. Поэтому не удивительно, что Фанни была груба и необразованна.
С художником она познакомилась в 1858 году. Между ними сразу вспыхнула страсть. Когда Россетти женился на Сиддал, Фанни в отместку тоже вышла замуж. Но ее брак был недолог.
После смерти Элизабет Сиддал Фанни переехала в дом Россетти, став экономкой, совмещающей обязанности любовницы.
Их отношения продлились всю жизнь, но так и не были оформлены. Друг друга они называли «Носорожек» (прозвище Россетти) и «Дорогой слоник» (прозвище Фанни).
Когда Россетти серьезно заболел, его родные постарались удалить из дома Фанни. Та бросила любимого и в 1879 году вышла замуж. После смерти художника она открыла галерею, где продавала некоторые его работы.
Россетти выбрал Фанни натурщицей и для «Венеры Вертикордии». Но когда картина была выставлена на всеобщее обозрение, каков был шок Корнфорт, когда она увидела, что на полотне фигура ее, а лицо - Алексы Уайлдинг (еще одной музы)! Также бытует версия, что для фигуры Венеры позировала здоровенная кухарка.
Кстати, аналогичная история произошла и с картиной «Леди Лилит». Первоначальной натурщицей выступала Фанни Корнфорт, но затем работа была переписана под Алексу Уайлдинг.
Алекса Уайлдинг
Алекса (или Элис) тоже происходила из рабочей семьи. Росла с бабушкой и двумя дядями. Работала портнихой, хотя умела читать и писать и мечтала о карьере актрисы.
Россетти встретил Алексу на улице в 1865 году. Влюбился, заявил, что художник («А ты точно художник?» - актуальный вопрос для Англии и прерафаэлитов, которые превращали натурщиц в любовниц) и сразу предложил ей попозировать ему, назначил время и место… но Элис была барышня серьезная, поэтому не явилась.
Россетти не находил себе места и, когда в следующий раз вновь увидел ее на улице, кинулся к Алексе, всучил деньги и попросил ее непременно ему позировать целую неделю.
Изображение Уайлдинг относятся к зрелому периоду Россетти. Все картины с ней доведены до ума и считаются общепризнанными шедеврами. Другие художники-прерафаэлиты прозвали Алексу Сфинксом за отсутствие эмоций на лице.
Был ли роман между Алексой и Россетти - неизвестно. Никаких подтверждений тому нет. Но и замуж Уайдинг так и не вышла.
Умерла она довольно рано, ей было всего 37 лет. Но к этому времени она достигла неплохих высот, жила жизнью рантье и владела лавкой.
Джейн Моррис
Родители Джейн Бёерден (Моррис) были люди бедные и безграмотные: отец - конюх, мать - служанка. В 18 лет в театре Джейн заметил Россетти и художник-прерафаэлит Эдвард Берн-Джонс. Они пригласили девушку позировать для образа королевы Джиневры (жены короля Артура). Слух о красавице быстро разлетелся между прерафаэлитами. Художники удивлялись ее красоте и грубым манерам простолюдинки. Ажиотаж заставил и художника Уильяма Морриса позвать Джейн к себе натурщицей. Во время сеанса он влюбился в нее и сделал предложение руки и сердца.
Брак с Мориссом изменил жизнь Джейн кардинально: она выучилась грамоте, овладела французским и итальянским, стала прекрасно музицировать на рояле. Девушка расцвела, обретя царственные манеры. Говорят, что Джейн Моррис вдохновила Бернарда Шоу на создание образа Элизы Дулиттл в «Пигмалионе».
Брак с Уильямом Моррисом не поставил крест на романе Джейн с Россетти. Долгое время она разрывалась между двумя любимыми мужчинами. Для Данте любовь к Джейн стала наваждением и помешательством. К слову, пока была жива Элизабет Сиддал семья Россетти и семья Моррис снимали вместе один дом - очень удобно для любовников.
Джейн даже вытаскивала Россетти из тяжелой депрессии, когда он пытался наложить на себя руки. Но когда художник пристрастился к алкоголю и наркотикам, Моррис не выдержала и бросила его.
Мария Спартали Стиллман
Рассказ об этой необычной женщине будет бонусом. Она тоже была натурщицей для прерафаэлитов, хотя при этом оставалась их коллегой.
Мария родилась в семье состоятельного купца греческого происхождения. О красоте Марии и ее сестер ходили легенды в Англии. Девушка обладала ростом гренадера - 190 см. При этом одевалась вызывающе - носила черные балахоны с капюшоном, со стороны напоминая дементора.
«Она так красива, что мне хочется сесть и расплакаться».
Россетти прознал о красавице в 1864 году, но встреча с греческой красоткой произошла только через три года. Стиллман была натурщицей для картин «Видение Фьямметты», «Видение Данте» и «Беседка на лугу».
Стиллман была удивительной женщиной, она в течение 60 лет сама написала более 170 картин наравне с остальными прерафаэлитами.