Найти тему

Развратник Россетти. Четыре музы и любовницы главного прерафаэлита

Оглавление

Иногда, когда смотришь на полотна, пожалуй, самого известного представителя Прерафаэлитов - Данте Габриэля Россетти, - то возникает дежавю, как с Боттичелли. Везде видишь одно и то же женское лицо.

Но если у Боттичелли образ красавицы Симонетты Веспуччи был доведен до абсолюта, то Россетти писал конкретных дам.

Попытки отыскать в глубинах интернета ответ: кто же из четырех муз был самой любимой, увы, успехом не увенчаются. Каждый сайт будет гнуть свое.

Поэтому я вас обманывать не буду и скажу сразу: Россетти был еще тот развратник и моральный извращенец, который от одной фаворитки переходил к другой. Женщин выбирал из семей рабочих и бедных.

Давайте познакомимся с каждой и научимся их различать.

Элизабет Сиддал

Элизабет родилась в семье английского рабочего. Семья была большая, поэтому маленькая Лиззи с детства привыкла помогать матери шить простецкие платьица на продажу. Этот навык и вывел Сиддал в люди: она устроилась модисткой в шляпный магазин, где ее увидал художник-прерафаэлит Уолтер Деревелл и попросил позировать.

С этого момента у Элизабет началась новая жизнь: прерафаэлиты избрали ее своей музой. Ее образ вписывался в их представление о женщине эпохи раннего Возрождения. Да и сама девушка не была глупышкой, она недурно рисовала и писала стихи.

Самое знаменитое изображение рыжеволосой Элизабет - «Офелия» Джона Эверетта Милле. Лиззи позировала в ванне зимой по несколько часов к ряду. Чтобы вода была не такая холодная, ванну подогревали снизу лампами. Но в итоге, Сиддал все равно простудилась.

Образ Офелии стал роковым для молоденькой Лиззи. После того, как она позировала Милле девушка серьезно заболела.
Образ Офелии стал роковым для молоденькой Лиззи. После того, как она позировала Милле девушка серьезно заболела.

Впервые с Россетти Элизабет познакомилась в мастерской Милле в 1852 году. Молодые люди полюбили друг друга и стали жить вместе. Россетти видел в Сиддал свою Беатриче. Фактически она стала основной натурщицей для всех его ранних работ.

Но большая и светлая любовь к Элизабет не отменяла романов с другими женщинами. А это ох, как не нравилось Лиззи.

В 1860 году Сиддал совсем разболелась и тогда Россетти пообещал жениться на ней ("благородный" какой!). Свадьбу сыграли быстро, но, видимо, уже ничто не помогло спасти эти отношения. Через год Элизабет родила мертвого ребенка. Трагедия повергла ее в страшную депрессию, которая спровоцировала у нее помутнение рассудка и помешательство. В итоге еще через год Лиззи умерла от передозировки опиумом.

Смерть музы и супруги потрясла Россетти. Всю жизнь он будет корить себя в ее гибели и мучиться депрессией. И как вы думаете он спасался от этих настроений? Правильно, топил горе на дне стакана и в опиуме-морфине.

В память о жене Россетти написал ее посмертный портрет Beata Beatrix.

Beata Beatrix. Отсылка к Беатриче Данте
Beata Beatrix. Отсылка к Беатриче Данте

Во время похорон Элизабет Россетти поклялся, что больше не будет писать стихов (да, он еще был и поэтом) и положил в ее гроб все свои творения. Но! Через несколько лет Россетти понял, что совершил ошибку, решил опубликовать свои ранние стихотворения и поэтому потребовал, чтобы захоронение Элизабет вскрыли. Друзья Россетти не поняли его поступка.

Фанни Корнфорт

Россетти изменял любимой жене Элизабет с рыжеволосой и дородной Фанни Корнфорт. Девушка была родом из простой семьи, ее отец был кузнецом. Поэтому не удивительно, что Фанни была груба и необразованна.

Художники-прерафаэлиты поражались хамоватости и грубости Фанни и не могли взять в толк, чем она привлекла Россетти.
Художники-прерафаэлиты поражались хамоватости и грубости Фанни и не могли взять в толк, чем она привлекла Россетти.

С художником она познакомилась в 1858 году. Между ними сразу вспыхнула страсть. Когда Россетти женился на Сиддал, Фанни в отместку тоже вышла замуж. Но ее брак был недолог.

После смерти Элизабет Сиддал Фанни переехала в дом Россетти, став экономкой, совмещающей обязанности любовницы.

Их отношения продлились всю жизнь, но так и не были оформлены. Друг друга они называли «Носорожек» (прозвище Россетти) и «Дорогой слоник» (прозвище Фанни).

Когда Россетти серьезно заболел, его родные постарались удалить из дома Фанни. Та бросила любимого и в 1879 году вышла замуж. После смерти художника она открыла галерею, где продавала некоторые его работы.

Россетти выбрал Фанни натурщицей и для «Венеры Вертикордии». Но когда картина была выставлена на всеобщее обозрение, каков был шок Корнфорт, когда она увидела, что на полотне фигура ее, а лицо - Алексы Уайлдинг (еще одной музы)! Также бытует версия, что для фигуры Венеры позировала здоровенная кухарка.

Вот такая "Венера Вертикордия" - тело Фанни, а лицо Алексы
Вот такая "Венера Вертикордия" - тело Фанни, а лицо Алексы

Кстати, аналогичная история произошла и с картиной «Леди Лилит». Первоначальной натурщицей выступала Фанни Корнфорт, но затем работа была переписана под Алексу Уайлдинг.

Слева - Алиса Уайлдинг, справа - Фанни Корнфорт
Слева - Алиса Уайлдинг, справа - Фанни Корнфорт

Алекса Уайлдинг

Алекса (или Элис) тоже происходила из рабочей семьи. Росла с бабушкой и двумя дядями. Работала портнихой, хотя умела читать и писать и мечтала о карьере актрисы.

Россетти встретил Алексу на улице в 1865 году. Влюбился, заявил, что художник («А ты точно художник?» - актуальный вопрос для Англии и прерафаэлитов, которые превращали натурщиц в любовниц) и сразу предложил ей попозировать ему, назначил время и место… но Элис была барышня серьезная, поэтому не явилась.

Россетти не находил себе места и, когда в следующий раз вновь увидел ее на улице, кинулся к Алексе, всучил деньги и попросил ее непременно ему позировать целую неделю.

Вероника Веронезе
Вероника Веронезе

Изображение Уайлдинг относятся к зрелому периоду Россетти. Все картины с ней доведены до ума и считаются общепризнанными шедеврами. Другие художники-прерафаэлиты прозвали Алексу Сфинксом за отсутствие эмоций на лице.

Был ли роман между Алексой и Россетти - неизвестно. Никаких подтверждений тому нет. Но и замуж Уайдинг так и не вышла.

Умерла она довольно рано, ей было всего 37 лет. Но к этому времени она достигла неплохих высот, жила жизнью рантье и владела лавкой.

Джейн Моррис

Родители Джейн Бёерден (Моррис) были люди бедные и безграмотные: отец - конюх, мать - служанка. В 18 лет в театре Джейн заметил Россетти и художник-прерафаэлит Эдвард Берн-Джонс. Они пригласили девушку позировать для образа королевы Джиневры (жены короля Артура). Слух о красавице быстро разлетелся между прерафаэлитами. Художники удивлялись ее красоте и грубым манерам простолюдинки. Ажиотаж заставил и художника Уильяма Морриса позвать Джейн к себе натурщицей. Во время сеанса он влюбился в нее и сделал предложение руки и сердца.

-11

Брак с Мориссом изменил жизнь Джейн кардинально: она выучилась грамоте, овладела французским и итальянским, стала прекрасно музицировать на рояле. Девушка расцвела, обретя царственные манеры. Говорят, что Джейн Моррис вдохновила Бернарда Шоу на создание образа Элизы Дулиттл в «Пигмалионе».

Брак с Уильямом Моррисом не поставил крест на романе Джейн с Россетти. Долгое время она разрывалась между двумя любимыми мужчинами. Для Данте любовь к Джейн стала наваждением и помешательством. К слову, пока была жива Элизабет Сиддал семья Россетти и семья Моррис снимали вместе один дом - очень удобно для любовников.

Джейн даже вытаскивала Россетти из тяжелой депрессии, когда он пытался наложить на себя руки. Но когда художник пристрастился к алкоголю и наркотикам, Моррис не выдержала и бросила его.

Мария Спартали Стиллман

Рассказ об этой необычной женщине будет бонусом. Она тоже была натурщицей для прерафаэлитов, хотя при этом оставалась их коллегой.

Греческая богачка-аристократка любила эпатировать публику
Греческая богачка-аристократка любила эпатировать публику

Мария родилась в семье состоятельного купца греческого происхождения. О красоте Марии и ее сестер ходили легенды в Англии. Девушка обладала ростом гренадера - 190 см. При этом одевалась вызывающе - носила черные балахоны с капюшоном, со стороны напоминая дементора.

«Она так красива, что мне хочется сесть и расплакаться».
Видение Фьямметты
Видение Фьямметты

Россетти прознал о красавице в 1864 году, но встреча с греческой красоткой произошла только через три года. Стиллман была натурщицей для картин «Видение Фьямметты», «Видение Данте» и «Беседка на лугу».

Стиллман была удивительной женщиной, она в течение 60 лет сама написала более 170 картин наравне с остальными прерафаэлитами.