Было время, когда Иэн Гиллан, покинув «Deep Purple», подумал, что теперь он может играть что угодно, и его эксперименты вытянет только лишь его звездное имя. Но вышло все не так. Первый проект бывшей мировой звезды «Ian Gillan Band» был популярен только в Японии, а в остальном мире фанк-джаз-фьюжн проекты не вызвали никакого восторга. Однако они были оценены по достоинству позже
Я Иэна Гиллана обожаю, но не только потому, что он является одной из визитных карточек прославленного проекта века «Deep Purple», а еще и за его сольную работу. Именно в сольных работах истинный талант Гиллана проявился лучше всего, хотя, конечно же, не все диски, выпущенные им, можно считать великими. Как и все крупные звезды, у него было восхождение, апогей и закат. Закат по времени, конечно же, получился гораздо дольше, чем восход, но, тем не менее, у Гиллана есть что послушать и чему порадоваться.
В общем, за свою музыкальную деятельность Иэн Гиллан под своим именем записал и выпустил 16 студийных альбомов. При этом 9 альбомов он выпустил в группе (вернее – в двух), один – как совместный проект с Роджером Гловером, и остальные 6 – как сольники. Совместный проект его с Тони Айомми я не принимаю во внимание, так как там в основном перезаписан старый материал «Deep Purple» и «Black Sabbath». То же самое касается и проекта «Ian Gillan & the Javelins».
Первый по-настоящему «именной» (не сольный!) альбом Гиллана вышел в 1976 году, когда он собрал группу «Ian Gillan Band». До этого музыкант занимался делами совсем не музыкальными, например, накупил себе коммерческой недвижимости и начал строить свой бизнес на производстве и продаже мотоциклов. Также у него был отель, в который он тоже вложил немало денег, доставшихся от прошлой «звездной» деятельности. Но, не рассчитав свои силы, Гиллан через два года прогорел, и решил снова вернуться к музыкальной деятельности. Тем более что в свободное время он «исподтишка» записывал песни для мультфильма, которые вошли в его, по сути, первый чисто сольный альбом, увидевший свет, правда, только в 1992 году под названием «Cherkazoo and Other Stories».
Весной 1974 года Гиллан купил студию «De Lane Lea» в Лондоне, где раньше записывались «Deep Purple» (а также многие очень известные и не совсем известные группы и музыканты, включая «The Beatles» и «The Rolling Stones»), и начал записывать свои песни к мультфильму. Правда, некоторые записи остались еще с 1972 года, когда ему помогали Джон Лорд и Роджер Гловер, но настоящая работа началась только в 1974-м. С помощью своих друзей-музыкантов Гиллан довел запись до ума и представил ее руководству фирмы Purple Records, однако такая музыка никого не заинтересовала, и пришлось эти записи закинуть в ящик стола.
Между тем бизнес шел ни шатко, ни валко, этому способствовали и высокие налоги, которые не давали Гиллану получить прибыль. В итоге он продал весь свой бизнес за пару сотен тысяч долларов, чтобы расплатиться с долгами, оставил себе только студию, которую переименовал в «Kingsway Recorders». Летом 1975 года он начал собирать свою собственную группу, которую после нескольких смен названий решил окрестить «Ian Gillan Band». В нее вошли музыканты, далекие от рока, но Гиллану было все равно – лишь бы снова заявить о себе, а там, мол, звездное имя вытянет на свет Божий.
Первый диск группы «Child in Time» записывался с декабря 1975 по январь 1976, но для этого пришлось переехать в Германию и воспользоваться мюнхенской студией «Musicland», чтобы заплатить поменьше налогов, чем пришлось бы заплатить в Великобритании. Вышел этот альбом летом 1976 года и на самом деле имел некоторый успех, тем более, что в его записи и продюсировании принимал непосредственное участие Роджер Гловер. Альбом добрался до 55 позиции в чартах Великобритании и хорошо продавался в Европе, особенно в Швеции. Это помогло собрать Гиллану средства на турне в поддержку альбома и сделать запись следующего диска.
Многие критики почему-то относят музыку на альбоме к джаз-року. Между тем никакого джаз-рока на нем нет и в помине. Альбом четко поделен на две ориентации – первые 4 композиции были записаны в стиле фанк-рок, остальные три представляли баллады, выполненные в психоделическом звучании.
Заглавная композиция «Child in Time» как раз и представляла собой очень синтезированную психоделию, с чисто блюзовыми гитарными запилами. В общем, из рок-композиции Гиллан сделал некий психоделический блюз, и в этом была не его вина, потому что, по воспоминанию некоторых музыкантов, маэстро было наплевать, что там придумали другие музыканты. Он приходил в студию и просто напевал свои партии на то, что было сыграно другими. Роджеру Гловеру тоже очень нравилась эта музыка, так как хард-рок ему порядком надоел, и он стремился сделать что-то новое, тоже целиком полагаясь на то, что имя Иэна Гиллана вытянет в чартах любую стряпню.
Первый, хоть и не совсем звездный успех вдохновил Гиллана на новые походы в неизведанное. Музыканты предложили своему маэстро опять-таки не рок, а фьюжн – это нечто среднее между джаз-роком и музыкой соул, по крайней мере записали они музыку для нового альбома именно в этом ключе. Но перед тем как начать создавать альбом, группу покинул клавишник Майк Моран (это тот самый, который впоследствии участвовал в записи альбомов Оззи Осборна (1986 г.), «Queen» (1991 г.) и продюсировал знаменитый альбом «Barcelona» с Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье, а также озвучил там все клавишные). Ему на смену пришел Колин Таунс, который помимо Гиллана зарабатывал неплохие деньги созданием музыки для фильмов, а также имел прекрасную музыкальную фантазию.
На этот раз запись производили в Лондоне на студии Гиллана «Kingsway Recorders», но она потребовала более тщательной отделки, потому выход альбома «Clear Air Turbulence», записанного практически в самом начале 1977-го, отложили до апреля. Но когда альбом все же вышел, то Гиллан столкнулся со страшным провалом.
Мало того, что альбом в Англии не попал в чарты вообще, так еще на выступлениях группы публика все чаще и чаще начала засвистывать Гиллана, ударившегося, по их мнению, в джаз. Альбом даже не окупил себя, и деньги, необходимые на покрытие провала, пришлось собирать с концертов, хотя и там их становилось все меньше и меньше. Это было ужасно, и Гиллан понял, наконец, что сильно переоценил свой звездный статус. На дворе господствовали панк и диско, а фанк и фьюжн были популярными среди небольшой кучки меломанов, и чтобы зарабатывать на этой музыке миллионы, нужно было эту музыку любить, в то время как Гиллану было все равно, под какие ритмы петь.
В общем, Иэн решил возвращаться к корням, и следующий альбом был задуман в стиле рок. Он написал хорошие рок-песни, но музыканты сыграли их исключительно так, как умели. В итоге третий альбом «Scarabus» получился не роковый, а джаз-роковый с весьма заметной примесью фанка, и хотя, конечно же, больше в сторону рока, но все равно это не было «Deep Purple», которого так ждали от Гиллана его поклонники. Пытаясь хоть как-то спасти альбом, фронтмен группы резко усилил звучание своего вокала, при пении перешел на повышенные тона, часто просто визжал в своем знаменитом «гиллановском» стиле. По его мнению, это должно было вернуть хотя бы часть всех его былых поклонников.
Альбом записывался летом 1977 года, поступил в продажу в октябре, и, как следовало ожидать, практически полностью провалился, несмотря на то, что Гиллан пел как Бог, и даже затмил по вокалу свои достижения времен «Deep Purple». В Европе и США альбом покупался очень плохо, еще хуже, чем предыдущий, и только Япония поддержала «падшую звезду». В Японии диск пошел хорошо, гастроли «Ian Gillan Band» в этой стране были почти триумфальными, и по их итогам группа выпустила целых два концертных альбома – «Live At The Budokan» и «Live At The Budokan Vol.2», вышедшие в 1978 году в Японии, Австралии и Новой Зеландии и продававшиеся очень хорошо.
В общем, эксперименты Гиллана на ниве неизведанного ему не принесли лавры во второй половине 70-х. Как сказал позже один из музыкантов тогдашней группы Гиллана, «наша музыка просто опередила время. А вот в 80-х ее стали слушать запоем».
И это правда – в 1982 году все студийные альбомы «Ian Gillan Band» были переизданы в Великобритании, а в 1983-м там же вышли даже «концертники», объединенные в один альбом. Чуть позже, когда появился CD-формат, переиздания пошли по всему миру, причем практически каждый год и до сего дня.
Возвращаясь к дальнейшей деятельности Иэна Гиллана, следует сказать, что он решил начать все заново. В 1978 году он переименовал группу в «Gillan» и стал готовить совершенно новый материал, как раз тот, которого от него ждали фанаты целых 5 лет – в стиле «Deep Purple», а может еще и круче. Правда, музыканты, не привыкшие играть такую энергичную музыку, отнеслись к затее отрицательно, и Гиллану пришлось их всех уволить, кроме клавишника Колина Таунса. Таунс был единственным музыкантом, который полностью поддержал Гиллана в его новых начинаниях, и таким образом и был создан костяк новой группы, которая была гораздо более успешной, чем «Ian Gillan Band».
Но это уже совсем другая история, которую я расскажу в одной из следующих своих публикаций.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Группа «Gillan» - вторая попытка маэстро на переломе 1970-80-х. Чуть ли не хэви-метал!
Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»