Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Ian Gillan Band. Провальный дебют Иэна Гиллана, оцененный только десятилетие спустя

Было время, когда Иэн Гиллан, покинув «Deep Purple», подумал, что теперь он может играть что угодно, и его эксперименты вытянет только лишь его звездное имя. Но вышло все не так. Первый проект бывшей мировой звезды «Ian Gillan Band» был популярен только в Японии, а в остальном мире фанк-джаз-фьюжн проекты не вызвали никакого восторга. Однако они были оценены по достоинству позже

Ian Gillan Band. Концертные записи группы Иэна Гиллана
Ian Gillan Band. Концертные записи группы Иэна Гиллана

Я Иэна Гиллана обожаю, но не только потому, что он является одной из визитных карточек прославленного проекта века «Deep Purple», а еще и за его сольную работу. Именно в сольных работах истинный талант Гиллана проявился лучше всего, хотя, конечно же, не все диски, выпущенные им, можно считать великими. Как и все крупные звезды, у него было восхождение, апогей и закат. Закат по времени, конечно же, получился гораздо дольше, чем восход, но, тем не менее, у Гиллана есть что послушать и чему порадоваться.

В общем, за свою музыкальную деятельность Иэн Гиллан под своим именем записал и выпустил 16 студийных альбомов. При этом 9 альбомов он выпустил в группе (вернее – в двух), один – как совместный проект с Роджером Гловером, и остальные 6 – как сольники. Совместный проект его с Тони Айомми я не принимаю во внимание, так как там в основном перезаписан старый материал «Deep Purple» и «Black Sabbath». То же самое касается и проекта «Ian Gillan & the Javelins».

Первый по-настоящему «именной» (не сольный!) альбом Гиллана вышел в 1976 году, когда он собрал группу «Ian Gillan Band». До этого музыкант занимался делами совсем не музыкальными, например, накупил себе коммерческой недвижимости и начал строить свой бизнес на производстве и продаже мотоциклов. Также у него был отель, в который он тоже вложил немало денег, доставшихся от прошлой «звездной» деятельности. Но, не рассчитав свои силы, Гиллан через два года прогорел, и решил снова вернуться к музыкальной деятельности. Тем более что в свободное время он «исподтишка» записывал песни для мультфильма, которые вошли в его, по сути, первый чисто сольный альбом, увидевший свет, правда, только в 1992 году под названием «Cherkazoo and Other Stories».

Ian Gillan "Cherkazoo and Other Stories", запись 1974 г., выпуск 1992 г.
Ian Gillan "Cherkazoo and Other Stories", запись 1974 г., выпуск 1992 г.

Весной 1974 года Гиллан купил студию «De Lane Lea» в Лондоне, где раньше записывались «Deep Purple» (а также многие очень известные и не совсем известные группы и музыканты, включая «The Beatles» и «The Rolling Stones»), и начал записывать свои песни к мультфильму. Правда, некоторые записи остались еще с 1972 года, когда ему помогали Джон Лорд и Роджер Гловер, но настоящая работа началась только в 1974-м. С помощью своих друзей-музыкантов Гиллан довел запись до ума и представил ее руководству фирмы Purple Records, однако такая музыка никого не заинтересовала, и пришлось эти записи закинуть в ящик стола.

Между тем бизнес шел ни шатко, ни валко, этому способствовали и высокие налоги, которые не давали Гиллану получить прибыль. В итоге он продал весь свой бизнес за пару сотен тысяч долларов, чтобы расплатиться с долгами, оставил себе только студию, которую переименовал в «Kingsway Recorders». Летом 1975 года он начал собирать свою собственную группу, которую после нескольких смен названий решил окрестить «Ian Gillan Band». В нее вошли музыканты, далекие от рока, но Гиллану было все равно – лишь бы снова заявить о себе, а там, мол, звездное имя вытянет на свет Божий.

Ian Gillan Band "Child in Time", 1976 г.
Ian Gillan Band "Child in Time", 1976 г.

Первый диск группы «Child in Time» записывался с декабря 1975 по январь 1976, но для этого пришлось переехать в Германию и воспользоваться мюнхенской студией «Musicland», чтобы заплатить поменьше налогов, чем пришлось бы заплатить в Великобритании. Вышел этот альбом летом 1976 года и на самом деле имел некоторый успех, тем более, что в его записи и продюсировании принимал непосредственное участие Роджер Гловер. Альбом добрался до 55 позиции в чартах Великобритании и хорошо продавался в Европе, особенно в Швеции. Это помогло собрать Гиллану средства на турне в поддержку альбома и сделать запись следующего диска.

Ian Gillan Band "Child in Time"
Ian Gillan Band "Child in Time"

Многие критики почему-то относят музыку на альбоме к джаз-року. Между тем никакого джаз-рока на нем нет и в помине. Альбом четко поделен на две ориентации – первые 4 композиции были записаны в стиле фанк-рок, остальные три представляли баллады, выполненные в психоделическом звучании.

Заглавная композиция «Child in Time» как раз и представляла собой очень синтезированную психоделию, с чисто блюзовыми гитарными запилами. В общем, из рок-композиции Гиллан сделал некий психоделический блюз, и в этом была не его вина, потому что, по воспоминанию некоторых музыкантов, маэстро было наплевать, что там придумали другие музыканты. Он приходил в студию и просто напевал свои партии на то, что было сыграно другими. Роджеру Гловеру тоже очень нравилась эта музыка, так как хард-рок ему порядком надоел, и он стремился сделать что-то новое, тоже целиком полагаясь на то, что имя Иэна Гиллана вытянет в чартах любую стряпню.

Первый, хоть и не совсем звездный успех вдохновил Гиллана на новые походы в неизведанное. Музыканты предложили своему маэстро опять-таки не рок, а фьюжн – это нечто среднее между джаз-роком и музыкой соул, по крайней мере записали они музыку для нового альбома именно в этом ключе. Но перед тем как начать создавать альбом, группу покинул клавишник Майк Моран (это тот самый, который впоследствии участвовал в записи альбомов Оззи Осборна (1986 г.), «Queen» (1991 г.) и продюсировал знаменитый альбом «Barcelona» с Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье, а также озвучил там все клавишные). Ему на смену пришел Колин Таунс, который помимо Гиллана зарабатывал неплохие деньги созданием музыки для фильмов, а также имел прекрасную музыкальную фантазию.

Новый состав Ian Gillan Band, июль 1976 г. В группе появился новый клавишник - Colin Towns, который будет вместе с Гилланом до самого 1982 года включительно
Новый состав Ian Gillan Band, июль 1976 г. В группе появился новый клавишник - Colin Towns, который будет вместе с Гилланом до самого 1982 года включительно

На этот раз запись производили в Лондоне на студии Гиллана «Kingsway Recorders», но она потребовала более тщательной отделки, потому выход альбома «Clear Air Turbulence», записанного практически в самом начале 1977-го, отложили до апреля. Но когда альбом все же вышел, то Гиллан столкнулся со страшным провалом.

Ian Gillan Band "Clear Air Turbulence", 1977 г.
Ian Gillan Band "Clear Air Turbulence", 1977 г.

Мало того, что альбом в Англии не попал в чарты вообще, так еще на выступлениях группы публика все чаще и чаще начала засвистывать Гиллана, ударившегося, по их мнению, в джаз. Альбом даже не окупил себя, и деньги, необходимые на покрытие провала, пришлось собирать с концертов, хотя и там их становилось все меньше и меньше. Это было ужасно, и Гиллан понял, наконец, что сильно переоценил свой звездный статус. На дворе господствовали панк и диско, а фанк и фьюжн были популярными среди небольшой кучки меломанов, и чтобы зарабатывать на этой музыке миллионы, нужно было эту музыку любить, в то время как Гиллану было все равно, под какие ритмы петь.

Ian Gillan Band "Clear Air Turbulence"
Ian Gillan Band "Clear Air Turbulence"

В общем, Иэн решил возвращаться к корням, и следующий альбом был задуман в стиле рок. Он написал хорошие рок-песни, но музыканты сыграли их исключительно так, как умели. В итоге третий альбом «Scarabus» получился не роковый, а джаз-роковый с весьма заметной примесью фанка, и хотя, конечно же, больше в сторону рока, но все равно это не было «Deep Purple», которого так ждали от Гиллана его поклонники. Пытаясь хоть как-то спасти альбом, фронтмен группы резко усилил звучание своего вокала, при пении перешел на повышенные тона, часто просто визжал в своем знаменитом «гиллановском» стиле. По его мнению, это должно было вернуть хотя бы часть всех его былых поклонников.

Ian Gillan Band "Scarabus", 1977 г. Британский выпуск
Ian Gillan Band "Scarabus", 1977 г. Британский выпуск
Ian Gillan Band "Scarabus", 1977 г. Американский выпуск
Ian Gillan Band "Scarabus", 1977 г. Американский выпуск

Альбом записывался летом 1977 года, поступил в продажу в октябре, и, как следовало ожидать, практически полностью провалился, несмотря на то, что Гиллан пел как Бог, и даже затмил по вокалу свои достижения времен «Deep Purple». В Европе и США альбом покупался очень плохо, еще хуже, чем предыдущий, и только Япония поддержала «падшую звезду». В Японии диск пошел хорошо, гастроли «Ian Gillan Band» в этой стране были почти триумфальными, и по их итогам группа выпустила целых два концертных альбома – «Live At The Budokan» и «Live At The Budokan Vol.2», вышедшие в 1978 году в Японии, Австралии и Новой Зеландии и продававшиеся очень хорошо.

Ian Gillan Band "Live At The Budokan", 1978 г. Австралийский выпуск на двух дисках
Ian Gillan Band "Live At The Budokan", 1978 г. Австралийский выпуск на двух дисках

В общем, эксперименты Гиллана на ниве неизведанного ему не принесли лавры во второй половине 70-х. Как сказал позже один из музыкантов тогдашней группы Гиллана, «наша музыка просто опередила время. А вот в 80-х ее стали слушать запоем».

Ian Gillan Band "Live At The Budokan Vol.2", 1978 г. Японский выпуск
Ian Gillan Band "Live At The Budokan Vol.2", 1978 г. Японский выпуск

И это правда – в 1982 году все студийные альбомы «Ian Gillan Band» были переизданы в Великобритании, а в 1983-м там же вышли даже «концертники», объединенные в один альбом. Чуть позже, когда появился CD-формат, переиздания пошли по всему миру, причем практически каждый год и до сего дня.

Возвращаясь к дальнейшей деятельности Иэна Гиллана, следует сказать, что он решил начать все заново. В 1978 году он переименовал группу в «Gillan» и стал готовить совершенно новый материал, как раз тот, которого от него ждали фанаты целых 5 лет – в стиле «Deep Purple», а может еще и круче. Правда, музыканты, не привыкшие играть такую энергичную музыку, отнеслись к затее отрицательно, и Гиллану пришлось их всех уволить, кроме клавишника Колина Таунса. Таунс был единственным музыкантом, который полностью поддержал Гиллана в его новых начинаниях, и таким образом и был создан костяк новой группы, которая была гораздо более успешной, чем «Ian Gillan Band».

Иэн Гиллан и Колин Таунс, отцы-основатели новой группы - Gillan, которая просуществует до 1982 года
Иэн Гиллан и Колин Таунс, отцы-основатели новой группы - Gillan, которая просуществует до 1982 года

Но это уже совсем другая история, которую я расскажу в одной из следующих своих публикаций.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Группа «Gillan» - вторая попытка маэстро на переломе 1970-80-х. Чуть ли не хэви-метал!

Как в 1978 году Блэкмор переманивал Гиллана в «Rainbow», а тот Блэкмора – в «Gillan», и что из этого вышло

Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»

Два диска «Deep Purple» состава Mark II 1969-73, заполненных сингловыми и не публиковавшимися ранее песнями