Найти тему

Никто не виноват, школа разрушается объективно. Не стройте иллюзий

Оглавление

Возможно, вы подумали, что это очередной наезд на чиновников, разрушающих образование? Но фокус в том, что чиновники ни причем. Разрушение массовой школы происходило объективно.

Статья об этом. И о том, что делать, если вы - родитель.

"Мы просто выполняли приказ"

Разрушение массового образования - объективный процесс, в котором чиновники принимают участие, имея за это "малую толику". Они "просто выполняют приказы", "делают свою работу". В этом смысле они и ни причем.

"На пальцах" и на цифрах

Эта статья - небольшое исследование.

  • Сначала "на пальцах".
  • А потом на цифрах.

Некоторые лучше понимают так, а другие - этак. Я веду речь о массовом образовании, поэтому стремлюсь доносить мысли максимально понятно.

Эксперимент с ложкой сахара

Так почему же массовое образование много десятилетий "падает"? И падает, как я утверждаю, объективно и необратимо?
  • Представьте (а лучше возьмите в руки) ложку сахара.
  • Теперь возьмите небольшую чашку, из каких обыкновенно "кушают кофей" пролетарии умственного труда, и положите туда эту ложку сахара. Обычно это 5 г сахара - рафинада.

Кофе стало слаще и вкуснее, не правда ли?

  • А теперь представьте, что эту же пяти граммовую ложку сахара вы положили в кастрюлю с водой, вознамерившись сварить компот из антоновки. Антоновских яблок в этом году уродилось не то, что в прошлом! Всю и не увезешь ...
То, что собрал в машину ... (мое фото, мой сад)
То, что собрал в машину ... (мое фото, мой сад)

Именно представьте.

Потому, что если «подсластить» кастрюлю с водой пятью граммами сахара, то никакого эффекта вы не заметите. Только переведете понапрасну ценный продукт.

Разница в эффекте объясняется концентрацией полезного в остальном.

И если вы любите метафоры и вам нравится догадываться самостоятельно, то «сахарного» эксперимента будет достаточно, чтобы понять, почему массовое образование – всегда низкокачественное образование. Объективно.

Если одно и тоже количество хоть чего растворять в разном количестве хоть чего другого, то результат предсказать несложно. Даже цифры не потребуются.

Но мы переходим к цифрам.

Экспериментальная математика

Не знаю, существует ли такая. Прикладная - есть, знаю точно, приходилось работать в институте с похожим названием )

Тем не менее, есть ситуации, когда повертев циферками, можно понять некоторые вещи, не прибегая к "Живому" эксперименту.

Первая производная «массовизации»

Для очень умных: это фигура речи. Не нужно сразу бросаться дифференцировать сказанное выше )

Повышение массовости образования происходило не только по оси: "количество учащихся в старших классах".

Но также по осям:

  • "количество учебных часов" (время нахождения в школе);
  • "Количество часов, требуемых школой для выполнения домашних заданий".
Проще: увеличение массовости образования сопровождалось увеличением загруженности информацией.

Если еще проще

В старших классах (в 9 и 10) я крайне редко тратил на выполнение ДЗ более 2-х часов. У меня элементарно не было больше времени на учебу!

  • Спорт. Я перешагнул рубеж 1-го разряда и 3-х раз в неделю становилось маловато. А спорт мне нравился.
  • Книги. Я много читал - как и многие мои сверстники.
  • "Музыка". В кавычках, потому, что я мог "сбренчать" десяток песенок на гитаре. Но регулярно охотился у фарцовщиков за очередным альбомом Deep Perple, Битлов или менее известной, но более нравящейся мне группы Emerson. Lake and Palmer. В магазинах "Мелодия" это не продавалось. Это доставалось у "ребят" по цене от 1,5 до 2-х рублей за альбом. Если по знакомству. А так - от трешки о пяти.

И потом все это нужно было слушать. Несколько раз. Иначе зачем тратить "сэкономленные" деньги? И на это тоже нужно было время.

И так учились почти все мои друзья.

И такого режима хватало, например, для того, чтобы в 9 классе я смог выиграть городскую олимпиаду по физике. А в аттестате получить приписку: "за особые успехи в изучении математики и физики".

Могли бы приписать еще и "по физкультуре", потому, что (специально для любителей потроллить) если в чем-то у меня и были особые способности, так это в спорте.

Таперича - это не давеча

Таперича мой младший сын уже в 4 классе тратил от 2 часов, а на самом деле часа три на домашние задания.

При том, что мне приходилось сидеть рядом и параллельно со своими делами выполнять работу интерактивного русско-английского переводчика. В обе стороны. Иначе бы это растянулось на невозможность заняться чем-то более полезным. Например, сыграть в шахматы или сходить в спортивную секцию.

При этом на "математику" он тратил минут 15, ровно столько хватало для решения "задач" и правильного их оформления (что важно). До получаса на русский. А остальное - на "мусорные" предметы, как я их называю.

Поэтому в 5 классе он созрел (сам) для перехода на домашнее обучение.

Единицы внимания

Для понимания любого предмета требуется минимально – критическое количество единиц внимания. Наука до сих пор не продвинулась в управлении психической энергией человека. Дети как были, так и остались обыкновенными людьми. Даже если их стали обучать «инновационные» педагоги методом «развивающего обучения».

Поэтому увеличение количества предметов и учебных часов неизбежно должно было снизить «успеваемость».

В среднем.

Это первое. Но есть еще и второе и третье.

Так все-таки к цифрам

Вернемся к "экспериментальной математике" и проведем эксперимент.

Представим, что из тысячи средних людей есть 1- 2% действительно умных, то есть человек 20. Это очень гуманная оценка, взятая не с потолка. На финансовых рынках, например, именно таков процент успешных людей, понимающих простые вещи управления капиталом и способных им следовать практически.

То есть на средний город с 300 000 жителей умных набирается не более 6 000 человек.

Некоторые из них пойдут в учителя. Ну, допустим, 2%. Почему так мало? Потому, что кому-то надо и «трусы ребятам шить», и мосты через реки строить, и ракеты в Космос запускать. Вы же понимаете - есть и другие профессии, кроме педагогических?

Получается человек 100 потенциальных учителей на город.

Сколько в этом городе детей школьного возраста? Ну, допустим, 10%, то есть 30 000 детей.

(Я взял количество нынешних учащихся - 17 млн. и разделил на 150 млн россиян. Получил процент школьников в нынешней системе образования).

Делим, умножаем, получаем, что на одного учителя приходится 300 учеников.

Не многовато ли?..

Сверяем расчеты с реальностью

А что же происходит в реальной школе? Какова реальная плотность учителей?

В расчете на одного учителя приходится … 15-20 учеников!..

Источник: kommersant.ru
Источник: kommersant.ru
То есть учителей в 15 раз больше, чем их может быть!?

"Откуда деньги, Зин?!"

Откуда же столько?! И возможно ли такое?..

Вспоминаем «сахарный» эксперимент.

Получается, что «умных» педагогов растворили в бОльшем количестве детей, но слаще не стало, и в «раствор» пришлось добавить ...

Нет, совсем не мед.

Эффект массовости = эффект снижения качества

Один из комментаторов этого канала (leyuma) пару раз ссылалась на академика РАН В.А.Ильина, согласно наблюдениям которого, падение уровня образования происходило в стране скачкообразно дважды.

  • Первый раз - после введения обязательного 7-летнего образования.
  • Второй раз - после введения обязательного 10-летнего.

Здорово, когда действительно умные люди замечают это! Хотя, даже не имея фактических данных "с полей", это понять, как мы с вами убедились, совсем нетрудно.

(Между прочим: сейчас у нас 11-летнее образование))

Даже если цифры, которыми мы игрались - неточные, вывод все равно останется верным. По очень простой причине, которая называется "нормальное распределение", Бог этой Вселенной.

Суть его проста и легко наблюдаема:

  • существует мало очень маленьких людей и
  • мало очень больших.
  • Но чем ближе к центру (среднему, медиане или моде), тем выше становится "массовость". И возрастает массовость ближе к середине нелинейно. Понять это весьма существенно.
… Когда стране потребовалось больше квалифицированной рабочей силы, оно вынуждено было привлекать все менее квалифицированных учителей! И средний уровень учителей (и образования) стал снижаться.

Некоторый выход за рамки "очень умных" учителей и привлечение "просто умных" был обоснован и давал эффект. Снижение "плотности" "умных" учителей было до определенного момента обоснованно.

Но из-за нелинейности нормального распределения в неизвестно какой момент произошло критическое падение уровня образования. Ведь в учителя все более шли те, кого научили … менее квалифицированные учителя. А в методисты, авторы учебников, разработчики стандартов и в руководители образования и подавно - стали просачиваться совсем не Сухомлинские, не Макаренко и не Шаталовы.

А кто?

Вы же сами знаете кто – тогда зачем спрашиваете?..

Вторая производная «массовизации»

В процессе «массовизации» образования, кроме того, что увеличивалось количество учителей и снижалась их квалификация

Увеличивалось количество детей в школе и снижалось их "качество". Снижалась доля детей, "пригодных" для обучения.

Я взял слово "пригодных" в кавычки, потому, что любой человек - это Человек. И оценивать его мерками школы, школьными оценками – ошибка.

Притом, что не любой человек способен, скажем, станцевать балеро из балета такого-то на сцене Большого. Я не смог бы... Впрочем, если бы предложили нормальную оплату, то мог бы попробовать ))

Это тонкий намек на соотношение квалификации многих московских учителей и уровня их зарплат. В регионах в среднем, это соотношение выше ...

Итак, повышая массовость образования, свечку стали жечь с двух сторон.

  • Уменьшая количество сахара и
  • увеличивая количество воды.

И чем дальше, тем все менее сладко получалось.

Но зато масса "раствора" увеличивалась.

Больше невод - больше рыбы

Очевидно, что чем шире мы закидываем невод, тем больше в него попадет рыбы, в том числе и крупной. Чем более массовым становилось образование, тем больше умных, талантливых специалистов получало народное хозяйство.

Это "государственный подход" и с точки зрения государства он правильный.

Но сколь бы широкую сеть мы не закинули, мы не поймаем крупной рыбы больше, чем ее есть в реке! А что делать с "мелочью", которая ни на что не годится? А к чему приводит массовый вылов без разбора? К тому, что годной рыбы в реке становится все меньше. Причину спросите у любого рыбака или догадайтесь сами ….

Как поймать конкретную «рыбу»? О семейном образовании

И как быть, если нас интересует не количество крупной рыбы в реке, а наша, конкретная "рыба", наш ребенок, которого мы хотим вырастить «крупным»?

Государство совершенно и объективно не интересует отдельный человек. Это факт, а не критика - тут нечего критиковать. Государство ориентируется на статистику. Отдельный случай интересует только отдельную семью.

Ответ и выход из сложившейся ситуации напрашивается сам.

  • Бессмысленно расстраиваться из-за низкой квалификации учителей.
  • Глупо сетовать на «дебилизацию» населения.
  • Разумно уяснить, что платой за массовость всегда является снижение качества. Жигули всегда будет хуже Роллс Ройса, который собирают почти вручную.

Качественное образование всегда было индивидуальным и всегда происходило либо один на один, либо в малых группах. Но увидеть это мешает эффект «широкого невода», в который иногда попадает «крупняк». Из массовой школы иногда выходят гении. Но они выходят не «благодаря», а «вопреки», как бы банально это не звучало.

_______________________________________________________________________________

Время остановиться: длинные статьи редко дочитывают до конца ))

Я несколько раз принимался писать о причинах снижения качества массового образования и о том, что оно зашло в объективный тупик, из которого выхода в ближайшем будущем не существует.

Но существует возможность домашнего обучения, альтернативный вариант качественного образования для некоторых. И прямо сейчас.

Более качественное – оно всегда «для некоторых» … Таково свойство этой Вселенной, к сожалению.

Или я чего-то не замечаю?..