Найти тему
ArtTwins

Тема взросления в фильмах : "Иваново детство" Тарковского, "Пейзаж в тумане" Ангелопулоса, "Леон" Бессона, "400 ударов" Трюффо

Рецензия на фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» .

Это первый полнометражный фильм режиссёра, снятый в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».

Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. Главный герой – мальчик Иван, который становится разведчиком. Он, как и многие мальчишки того периода, очень быстро взрослеет. Его детство заканчивается в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреливают мать и сестренку.

Фильм Тарковского не о процессе, а о состоянии человека, на которого воздействует война. О неизбежном нарушении логического развития психики ребёнка (подростка).

Иван, выглядящий на свой возраст, кажется, «маленьким мужичком». В его взгляде читается отрешённость и опытность. Беззаботная пора теперь возвращается к нему лишь во снах. Только в них его детское тело снова посещает детская душа и разум.

Сны, связанные с ностальгией и образностью, перекликают фильм Тарковского с «Земляничной поляной» Бергмана (1957), в которой главный герой старый профессор, посещая места своего детства, видит сны. Исаак Борг терзается бессонницей, так как еще не вспомнил то единственное, яркое воспоминание, способное сомкнуть уставшие веки старого человека. Иван, словно этот старый профессор, вспоминает свою жизнь, которая у него была до войны, до взросления, до закостенелости души.

Не только через сны Тарковский передаёт туманность, неопределённость и сломленность человеческой жизни, но и через деталь, метафору.

Например, сцена, когда Иван встречает на пепелище старика , который ищет гвоздь. Мальчик предлагает ему прямой гвоздь, но старик не соглашается принять его. Спустя некоторое время Иван слушает монолог деда, а на фоне виднеется стена с погнутым гвоздем. В следующий раз эта деталь повторяется, когда герой рассматривает стену в церкви, и его взгляд останавливается на надписи о мщении. Гвоздь - это метафора здоровой психики; старик- безумец, который в результате войны теряет здравый смысл; а погнутый гвоздь- метафора сломанного и искривленного сознания.

В другой сцене Тарковский прибегает к мифологии, что делает не редко в своих картинах. Герои плывут по реке и переплывают под крылом сбитого немецкого самолета, лежащего на переднем плане- эта метафора, переход на территорию врага, а также визуализация переправы через реку Стикс. Когда герои добираются до берега, Иван уходит в полную темноту – метафора, символизирующая переход Ивана в иной мир, а также сигнализирующая его смерть.

Такую же сцену можно увидеть в фильме греческого режиссёра Ангелопулоса «Пейзаж в тумане» (1988г).Главные герое, дети, переплывают через реку, символизирующую последний этап их взросления. После переправы то ли физическая смерть, то ли смерть детской души, эта неоднозначная атмосфера ощутимо напоминает нам о снах и фантазиях Ивана. Но не только данный эпизод роднит обе эти картины. Вся обстановка, пропитанная жестокостью мира и сильно влияющая на сознание ребёнка, перекликается в обоих фильмах. Обе истории о потере невинности. Иван теряет её, убивая врагов, а Вула, потеряв девственность.

Не только картина Ангелопулоса имеет сходство с драмой Тарковского, но и заключительный фильм военной трилогии Роберто Росселлини, «Германия , год нулевой» 1948, которым был вдохновлён Трюффо перед съёмками «Четыреста ударов»( 1959 г ). В истории Росселлини также можно увидеть необходимость детей решать взрослые проблемы. Отец (Эрнст Питшау) тяжело болен и ничем не может помочь своей семье. Обеспечивать пропитание вынуждены самые слабые члены семьи: дочь Ева (Ингетрауд Хинце) и 12-летний Эдмунд (Эдмунд Мешке), который целыми днями слоняется по разрушенному городу в поисках еды и денег.

Но также в фильме Росселини есть тема , которая наоборот делает эти картины параллельными друг другу, почти что противоположными.

В одних из последних сцен Эдмунд добывает яд и бесстрастно подмешивает его в чай прикованного к постели отца. После смерти отца подростка начинает разъедать всепоглощающее чувство вины. Мальчик пытается отвлечься, присоединившись к играющим во дворе детям, но они убегают от него, как бы разгадав его тайну. Убийство в обоих фильмах, как прощание с детством. Моментальное взросление не естественным путём. Однако в одном ребёнок винит за своё сломанное детство родителей, убивая одного из них, а в другом убийство – это месть за своих родных.

Как было написано выше, Ивану характерен задумчивый и отрешённый вид, который его лицу предаёт взрослое выражение. Но отношение к нему его сослуживцев всё же овевает этот образ детской наивностью. Сослуживцы не до конца уверены в его силах, не всегда воспринимают его в серьёз. Иван , словно бродяга из фильма «Семь самураев» (1954 г) Куросавы, каждый раз получает «палкой по голове» при проверке ловкости. Но он, как и бродяга, неотступно идёт за своими «самураями», которые постепенно к нему привыкают и, в конце концов, принимают в отряд.

В фильме снятом намного позднее Люком Бессоном есть и тема взросления, и тема не уверенности взрослого в силах ребёнка. Это фильм – «Леон», снятый в 1994 г. Главная героиня Матильда, как и Иван, взрослеет после жестокого убийства полицейскими её родных. Так же наставник девочки Леон долгое время пытается обезопасить её от жуткого мира наёмников, но она не поддаётся, охваченная чувством мести. Как и Иван, Матильда впоследствии начинает вести жизнь мстителя.

Все перечисленные фильмы объединяют темы взросления и мести. Почти все они были сняты в послевоенные годы, что тоже делает их прообразами друг друга и ставит в один ряд. Большинство режиссёров того времени пыталось осознать и показать другим своё отношение к войне. Не только к периоду боёв, но и к этапу восстановления. Каждый почувствовал их по-особенному и каждый хотел об этом сказать. Кто-то чувствовал в себе благодарность по отношении к отцам, кто-то вину, кто-то ненависть. Но все эти ощущения нужно было выплеснуть на экран, заключив их в фильм- манифест с лозунгом – никто не хочет повтора этого ужаса.