Найти тему
Наталия Будур

Норвегия: путешествие на машине времени во времена викингов

Думаете, это шутка? Вовсе нет. В Норвегии возможно всё!

Уже несколько лет у любого желающего есть возможность пожить в «туристических» деревнях викингов по всей стране.

В 95 километрах от Трондхейма в знаменитом Стиклестаде (Stiklestadir), где 29 июля 1030 года пал в битве норвежский король Олав II Харальдссон, позднее канонизированный как Олав Святой десять лет тому назад открыт музей викингов под открытом небом.

-2

Если раньше в Стиклестаде каждое лето «просто» проводили «викингский» десятидневный «Фестиваль Святого Олава» с показом настоящего спектакля с профессиональными актерами, то теперь у всех желающих появилась возможность пожить там в любое время года несколько дней в настоящем «длинном доме» - типичном жилище норманнов. Стены и столбы двух деревянных залов с открытыми очагами посредине украшены невероятной красоты резьбой, типичной для той далекой эпохи.

-3
-4

Но, конечно, самыми известными Музеями викингов остаются Музей на Лофотенских островах (Lofotr Viking Museum) в деревушке Борг и Музей кораблей викингов в Осло.

-5

Лофотенский музей викингов расположился на месте усадьбы одного из 15 хёвдингов (предводителей) викингов Северной Норвегии и в нем удалось воссоздать настоящее норманнское поселение с 83 метровым главным домом, хозяйственными постройками, в которых проходят мастер-классы по древним ремеслам, работающей кузницей и причалом с двумя драккарами.

-6
-7
-8

Но если вы хотите рассмотреть во всех подробностях древние корабли, то тогда вам следует отправиться в Осло. Там стоят на приколе три первых находки из погребальных курганов – драккары из Туне ( найден в 1867), Гокстада (1880) и Усеберга (1904).

-9
-10

Сам музей расположился на полуострове Бюнгдёй в крестообразном здании с красной черепичной крышей. Построен он был в 1913 году для хранения трех найденных ладей. У викингов существовал обычай хоронить своих вождей в богато украшенных кораблях: они верили в сохранение статуса в загробной жизни и грузили в погребальную ладью вождя оружие, доспехи, драгоценности, посуду и прочую утварь, которая должна была ему пригодиться на том свете. Зачастую убивали рабов и хоронили их вместе с хозяевами. Корабли отпускали в открытое море, предварительно подпалив борта. Однако выставленные в музее корабли ждала другая судьбы – они были сокрыты в погребальных курганах.

-11

Однако ладьи не сразу «переехали» в предназначенные для них апартаменты. Музей принял первый корабль – из Усеберга – в 1926 году. До этого все ладьи хранились в Университете Осло. В 1932 году музей был окончательно построен, но переезду двух оставшихся драккаров помешала Вторая мировая война. Лишь в 1957 году все корабли, наконец, разместились в музее. Сейчас строится новый музей.

Корабли той эпохи поражали и современников, и нынешних посетителей музея в Осло своей красотой и элегантностью.

До наших дней дошло описание (быть может, слегка преувеличенное) флота завоевателей с Севера, которое сделал в 1040 году монах из монастыря святого Омера во Фландрии: «На штевнях были укреплены отлитые в золоте львы, а на верхушках мачт - позолоченные птицы, которые, поворачиваясь, указывали направление ветра. На носах кораблей извергали дым многоцветные резные драконы. Иногда нос ладьи украшали фигуры людей, почти неотличимые от живых, иногда - наклонившие крутые рога быки, иногда - бронзовые дельфины и кентавры, напоминавшие о преданиях седой старины. Борта кораблей были выкрашены в яркие краски и украшены изображениями из злата и серебра... По знаку, данному королем, все корабли одновременно вышли в море и выстроились так, как было приказано. Часть их плыла слева от ладьи конунга, часто - справа, однако все форштевни были на одно линии».

-12

Обыкновенно викинги строили суда, заостренные с обоих концов, которым придавали вид драконов, змей или других животных: передняя часть судна имела сходство с головой животного, а задняя — с хвостом его. Боевые корабли получили название драккаров, или драконов, по резным носовым фигурам. Эти драконы должны были устрашать противников в бою. Некоторые исследователи считают, что слово «драккар» не является собственно названием корабля, которое правильнее следует именовать снеккья, или шнеки.

Однако драккары, представленные в музее в Осло, по морям и океанам не плавали, а служили местом погребения своим хозяевам.

-13
-14

Самый известный – корабль из Усеберга, предположительно усыпальницы королевы, в котором нашли так называемый «погребальный инвентарь» невероятной красоты, а именно - резные сани, кровать, повозка и многие другие вещи - ученые считают неопровержимыми доказательствами высокого уровня развития искусства викингов. Иногда кажется, что викингские вещи так плотно покрыто резьбой и орнаментом, что рассмотреть его отдельные детали совершенно невозможно. Однако это не так. Чтобы расшифровать сложный звериный орнамент, следует начать с головы и следовать по изгибам тела зверя до конечностей. Тогда неожиданно вы увидите настоящего изогнутого в прыжке красавца-зверя.

Этот корабль вновь бороздит Балтийское море, правда, это копия Усебергского драккара, построенная в период с 2007 по 2009 годы на латвийской верфи норвежским энтузиастом Пером Бьоркумом. «Реплика» была выставлена потом на продажу за 3,5 миллиона норвежских крон. Он сказал, что продает свою «Королеву Осу» потому, что она не предназначена для плавания в открытом море.

-15

В 2008 году в губернии Вестфолд к югу от Осло во время проведения дорожных работ нашли новое захоронение двух кораблей времен викингов, а 17 июня 2010 года в Тёнсберге (административном центре Вестфолда) стали строить новую копию Осебергского корабля по всем правилам древнего искусства - репликами старинных инструментом и «только руками» мастеров. Драккар построили , а процесс строительство корабля снимала телевизионная команда «National Geographic Channel».

Одновременно руководство губернии объявило о планах устройства в Вестфолде «Дороги викингов» (Vikingveien i Vestfold), которая прошла от знаменитого курагана Боре к Усебергскому кургану, далее через Тёнсберг к Гокстаду и Саннефьорду, а затем через Каупанг до места нахождения бывшей крепости Мёлен неподалеку от Ларвика.

-16

Дорога викингов вполне успешно функционирует – правда, свои коррективы внесла пандемия.

Но и это еще не все!

-17

У любителей викингов из разных уголков мира есть уникальный шанс самим отправиться в путешествие по морю на «Драконе Харальда Прекрасноволосого» из дуба, длина его - 35 метров, а ширина – 8 метров. Мачту украсил шелковый парус площадью 300 кв. метров.

О нем есть отдельный пост у меня на канале.

К строительству корабля готовились самым тщательным образом: с осени 2008 года по весну 2010 тщательно изучались археологические находки и материалы, сначала были построены несколько уменьшенных моделей драккара, а затем три настоящих «пробных» небольших корабля каждый 8 метров длиной, но каждый - разной формы. Названы они по имени трех норн (богинь судьбы) – Урд (прошедшее), Верданди (настоящее) и Скульд (будущее). В ноябре 2009 года были проведены испытания – все три «норны» отправились в плавание. На основании полученных результатов эксперты приняли окончательное решение о форме будущего «Дракона Харальда Прекрасноволосого».

-18

Сейчас драккар пришвартован за океаном, но отправить заявку и подробнее ознакомиться с условиями участиями можно на сайте «Viking kings. Draken Harald Hårfagre» (адрес: http://www.vikingkings.no). Информация размещена там на норвежском и английском языках.

Счастливого плавания на викингских драккарах!

(с) Наталия Будур

И по традиции:

Заказать кованые украшения в стиле викингов или другую ковку для исторических фестивалей и реконструкций - ручной работы - можно в мастерской Огненное дело на сайте Ярмарка мастеров:https://www.livemaster.ru/-kovka-

Или в инста: https://www.instagram.com/fiere_work/

Больше о викингах можно прочитать в инста https://www.instagram.com/viking_liv/или на ФБ в группе "Викинги. вчера и сегодня" https://www.facebook.com/groups/vikingsliv

-19

-20

-21