В прошлых статьях канала мы подробно писали о двух основных принципах Alfa (то есть крутой и гармоничной) жизни: стратегический (а не тактический) подход и умеренность (а не впадение в крайности). Сегодняшняя статья во многом повторяет мысли, высказанные в прошлых статьях, а также в эпичном эссе "Рабы идей" (читайте на дзен-канале zen.yandex.ru/alfalifenn). Здесь же я хочу заострить внимание на опасном тренде современного мира - пропаганде ложных удобств и ложного комфорта. Под влиянием рекламы, под давлением общества, из-за отсутствия осознанности люди совершают массу якобы нужных им действий, приводящим к различным потерям (денежным, эмоциональным, временным), отдаляющим их от жизни в формате "Alfa". На мой взгляд, крайне важно это осознать и выйти из плена навязываемых удобств, которые становятся все более изощренными и затягивающими.
САЙТЫ ЗНАКОМСТВ - КЛАССИКА ЛЖЕУДОБСТВА
Простыми словами, ложный комфорт - это когда человек больше теряет, чем приобретает от пользования теми или иными благами. На ограниченном отрезке времени они, возможно, и несут позитив, но стратегически ты проигрываешь. Давайте рассмотрим классический пример - сайты и приложения для знакомств с противоположным полом. Они задумывались, чтобы облегчить современному человеку поиск второй половины или мимолетных партнеров. Но на самом деле такие сайты... ОГРАНИЧИВАЮТ сферу отношений.
Во-первых, вместо того, чтобы выбирать себе партнера из всех лиц противоположного пола, живущих в городе, человек привыкает связываться только с теми, кто есть на сайте. Мало того, что это лишь незначительный процент от всего многообразия вариантов, так еще и качество предлагаемых партнеров обычно далеко от идеала. В середине нулевых, когда сайты знакомств активно набирали обороты, там было по-настоящему много людей, а значит - был хороший выбор. Сейчас же большинство их пользователей - это лица с определенными проблемами или специфическими целями.
Во-вторых, в сети ты общаешься не совсем с людьми, а с образами, которые они себе придумывают. Это неизбежно приводит к разочарованиям, потере драгоценного времени, которого в современную эпоху становится все меньше и меньше. Само общение - очень плоское, однотипное. Оно не идет ни в какое сравнение с тем драйвом, теми эмоциями, которые ты получаешь при знакомстве в реальной обстановке. Человек, ограничивающий себя рамками виртуальности на личном фронте, все это недополучает: его романтическая жизнь протекает в весьма кастрированной форме.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО КОМФОРТА
Сайты и соцсети для знакомств - типичное лжеудобство, к которому привыкло общество и которое вместо улучшения жизни приводит к ее обеднению, ограничению свободы. В нем хорошо просматриваются основные признаки ложного комфорта, навязываемого нам буквально во всех сферах. Предлагаю познакомиться с ними поближе: это, по сути, маркеры, по которым можно отличить вредоносные удобства от действительно полезных для человека.
Потеря времени. Вместо того, чтобы подойти к понравившемуся тебе человеку на улице, сразу начать общаться, ты вступаешь в длительную переписку, потом какое-то количество часов/дней уходит на звонки, а когда дело доходит до первой встречи, выясняется, что человек из сети в реальности совсем не интересен. В результате, ты тратишь массу драгоценного времени.
Ограничение свободы. Вместо того, чтобы искать партнера из всех людей, живущих в городе, ты довольствуешься лишь ассортиментом, представленным на сайте. Сильно ограничивает и сам формат сетевого общения. А еще весьма часто любители знакомиться в соцсетях сильно переживают, устраивают слежку за новоиспеченным партнером, пытаются его ограничивать, так как чувствуют, что он может продолжить с кем-то общаться в сети с романтическими целями.
Потакание страхам, фобиям, комплексам. Их усугубление. Многим людям страшно завести разговор с незнакомым человеком, услышать от него отказ, открыться окружающим, показать истинного себя. Виртуальность "решает" эту проблему, но комплексы, сильно ограничивающие жизнь, остаются. Вместо того, чтобы работать над собой, расширять свою зону комфорта, развиваться, избавляться от тормозящих тебя внутренних установок, ты получаешь иллюзию, что "и так все нормально". Но достичь чего-то глобального и настоящего можно только тогда, когда ты выходишь из зоны комфорта.
Потеря денег. Данная особенность проявляется здесь не так явно, как в других лжеудобствах. Тем не менее, люди в сети подключаются к платным сервисам, тратятся на специальные фотосессии, чтобы подать себя в выгодном свете, на гигабайты (на лимитных тарифах). Да и в целом на переписки тратится время, которое могло быть использовано на зарабатывание денег. А еще есть риск нарваться на разного рода мошенников, которые могут лишить вас не только денег, но и жизни (таких случаев было зафиксировано предостаточно). Вообще появление дополнительных рисков (для здоровья, кошелька, эмоционального состояния) можно было бы выделить как отдельный признак лжеудобств.
Степень ущерба усиливается со временем. Негативные стороны лжеудобств обычно проявляются не сразу (иначе бы они не привлекали людей, и на них невозможно было бы заработать их создателям). Разовое использование ложных удобств (из любопытства, для разнообразия или для определенных целей) может принести какую-то выгоду, положительные эмоции (но не всегда). Но как только ложный комфорт превращается в привычку, в зависимость, качество жизни человека сильно снижается. Если ты привыкаешь к виртуальности так, что разучиваешься общаться в реальности, если постоянно довольствуешься тем, что дают, а не ищешь самое лучшее, если загоняешь страхи внутрь себя, вместо того, чтобы побороть их, то ни к чему хорошему это не приведет. Более того, ущерб от лжеудобств может проявиться даже в не связанных с ними сферах. Так, страхи, лень, привычка к искусственным ограничениям, развитие которых провоцируют сайты знакомств, вполне могут сказаться на успехах человека, к примеру, в сфере карьеры.
Обобщающие признаки: снижение качества жизни и сомнительная нужность для человека. У многих современных людей - клиповое, фрагментальное мышление: им сложно оценить последствия того, что они делают. Вот если бы они взяли листок бумаги и честно выписали на него, что они приобретают, а что - теряют (в долгосрочной перспективе, а не здесь и сейчас) из-за своей привычки к лжеудобствам, то сразу бы поняли объективную картину. Качество и нужность чего-либо познается в сравнении. Нужно задавать себе вопросы: "А могу ли я удовлетворить свои потребности другим способом?", "Есть ли что-то лучше, чем то, к чему я привык?", "Адекватную ли цену плачу за то, что получаю?" При объективном сравнении знакомств в интернете и знакомств в реальности очевидно, что первые сильно проигрывает в качестве, виртуальный функционал криво дублирует то, что легко осуществить вживую. А людям, имеющим проблемы с реальным общением, стоит идти на тренинги, "прокачивать" себя, избавляться от страхов, а не терять бесценные годы на кастрированную личную жизнь.
ОТ КРЕДИТОВ ДО ГАДЖЕТОВ:
СТРАТЕГИЧЕСКИ ПРОИГРЫШНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Итак, на примере ложного комфорта, который дают сайты знакомств, мы выделили ключевые признаки , характерные для лжеудобств. Взглянем же на то, как они проявляются в других явлениях, продуктах современного мира.
Начнем, с одного из самых очевидных - микрозаймов. Реклама занимающихся ими организаций так и твердит: "Нет денег? Дадим их в течение 5 минут без особых проволочек! Все удобнее некуда!". Естественно, такое "удобство", временно облегчающее настоящее, обернется огромными потерями в будущем. Вместо того, чтобы решать проблемы, которые привели к отсутствию денег, люди их еще больше усугубляют. Кстати, очень часто займы берут не на жизненно необходимые вещи, а на "понты", вроде дорогого телефона. И это явно говорит о психологических проблемах у человека, его низкой самооценке, о том, что ему чрезмерно важно, как он выглядит в глазах окружающих, и он готов страдать для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. Вместо принятия безответственных решений, таким людям стоит записаться на прием к психологу: и деньги бы сэкономили, и стали бы немного счастливее. Кстати, недавно в СМИ выкладывалась статистика, согласно которой количество молодых людей, берущих микрозаймы, увеличилось в России чуть ли не до 30% (от общего числа): это разрушает миф, что данная привычка касается в основном россиян в возрасте.
Необходимость выплачивать кредиты, конечно, ограничивает свободу, снижает качество жизни, ведет к большим потерям времени, нервов, энергии. "Удобства" от кредитной кабалы несут людям колоссальные риски, вплоть до потери жилья и жизни. То есть все вышеописанные признаки ложного комфорта здесь налицо.
Но больший интерес представляют завуалированные лжеудобства. Например... такси! Под воздействием массированной рекламы данный вид транспорта, по сути, поменял свое изначальное функциональное назначение. Раньше им пользовались, чтобы куда-то срочно успеть, перевезти тяжелый груз, а также в отсутствии альтернатив. Сегодня маркетинг превратил такси в привычку: люди стали им пользоваться по любому поводу. Особенно на "таксоиглу" подсели молодые девушки: знаю немало тех, кто заказывает такси даже тогда, когда до места назначения идти минут 15...
К чему приводит такая привычка? В первую очередь, к малоподвижному образу жизни, а отсюда - проблемы со здоровьем, лишним весом, преждевременное старение организма. Во-вторых, к уменьшению психологической зоны комфорта: чуть-чуть напрячь мышцы, чтобы куда-то дойти - уже тяжело, много людей в маршрутке - уже сильное раздражение, и т.п. Если человека такая ерунда способна вывести из гармоничного состояния, то что говорить о реально серьезных испытаниях, которые будет преподносить жизнь! На мой взгляд, такси (как привычка) - это защитный барьер от окружающего мира. Из-за него человек становится психологически слабее, а его жизнь - беднее, ведь на улице происходит намного больше интересных событий, дающих яркие впечатления, чем в коробке на 4-х колесах, где ты сидишь с посторонним и вряд ли интересным спутником.
Таким образом, во, вроде бы, безобидной привычке мы имеем массу признаков лжеудобства: потеря денег, потакание страхам, фобиям, ограничение свободы, сомнительная нужность... Еще раз подчеркну, что речь идет не об услуге как таковой, а о навязанной людям привычке, которая со временем будет все более деструктивно воздействовать на жизнь.
То же самое касается и привычки расплачиваться за любую мелочь банковской картой, безналом, приложениями на смартфоне: она явно целенаправленно пропагандируется. Да, средствами с карты очень удобно оплачивать онлайн-покупки и крупные приобретения, а вот их необходимость в процессе приобретения пары шоколадок в "Пятерочке" - весьма сомнительна. А вот потеря денег и риски при безналичном расчете - объективная реальность.
Во-первых, психологически расставаться с наличкой намного сложнее, чем с суммой, лежащей на карте. Это стимулирует на бездумные траты. Во-вторых, с каждым годом становится все больше угроз для средств, лежащих на счетах. Вообще, по сути, то, что находится на личном счете, не полностью принадлежит человеку. С банком может случиться все, что угодно, и вернуть средства потом будет проблематично. Еще можно нарваться на сильных мира сего или забыть заплатить какой-то налог, штраф, и результат - блокировка счета или списание нужных вам средств в самый неожиданный момент. Также весьма нередко терминалы оплаты (к примеру, в общественном транспорте) списывают средства по нескольку раз (потом попробуй их верни!). А уж дополнительные способы привязки счета к своей личной жизни (к смартфону, аккаунтам в интернете, голосу, внешнему виду...) - настоящий рай для мошенников. Например, не так давно все обсуждали случай, когда женщина просто отвечала "Да" на вопросы с неизвестного номера - и с ее счета сняли 30 000 рублей (ее голос был специально записан злоумышленниками).
Пропагандируемая экономия времени при оплате безналом в магазинах - миф: техника подводит, тормозит достаточно часто, что только увеличивает очереди. И, конечно, карты по-прежнему принимают далеко не везде и не всегда. А наличные - это свобода, полная независимость от обстоятельств. Снова хотел бы здесь подчеркнуть, что лжеудобство - это не сами банковские карты, а насильно внедряемая в мозг установка, что без них не обойтись и что они сильно облегчают жизнь.
Еще сегодня навязывается много гаджетов, электронных устройств, нужность которых весьма сомнительна. К ним бы я отнес популярные ныне фитнес-браслеты. Они показывают информацию, на которую человек здесь и сейчас не сильно может повлиять: от такого знания ничего особо не измениться. Конечно, определенная польза есть для профессиональных спортсменов, для которых важна каждая мелочь, и для совсем запустивших себя людей (чтобы хоть как-то мотивировать себя). Для остальных же это почти безделушка, которая, кроме того, ограничивает их жизнь! Если увиденное на табло информация не соответствует ожиданиям человека, то это вызывает расстройство, тревогу, плохое настроение. А, если человек, допустим, выполнит свой план по количеству шагов в день, то это повод, сигнал, чтобы расслабиться - оставшуюся часть дня пролежать на диване.
Все эти искусственные ограничения обедняют жизнь, делают человека зависимым, неполноценным без навязываемого извне "помощника". Между тем, наш организм - это отстроенная природой система, которая сама способна чувствовать, хватает ли человеку движения или сна в течение дня или нет. Нужно просто научиться слышать свое тело, и тогда вы сможете сохранять свое здоровье и молодость без "костылей" в виде гаджетов. И, кстати, любые электронные устройства в той или иной степени воздействуют на организм: если их носить без пауз, не снимая, то ни к чему хорошему это не приведет.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ТОНКИЕ МОМЕНТЫ
Можно говорить не только о конкретных лжеудобных вещах, но и о целых явлениях, трендах. Их объединяет то, что люди взамен ухудшения качества жизни получают вторичную выгоду. Например, многие любят ходить по врачам и в аптеки по малейшему поводу. Постоянные читатели "Alfa Жизни" хорошо знают, что так они борются, по сути, не с болезнями, а лишь с их симптомами, что не только бесполезно в большинстве случаев, но и вредно. Правда, это выгодно людям: таким образом они передают ответственность за свое здоровье таблеткам и врачам, вместо того, чтобы самим работать над психологическими причинами заболеваний.
Можно взять и такую небанальную тему: многие люди сегодня ориентируются в сфере музыки лишь по "топам" ITunes, cоцсетям, рекомендациям знакомых, радио, то есть занимают пассивную позицию. А ведь в поверхностные каналы сегодня попадает лишь 5% от всей качественной музыки. Получается, что публика питает свои уши лишь "объедками" - тем, что накручено и проплачено, или тем, на что удалось получить права (в случае традиционных медиа). Вторичная выгода от плейлистов, составленных их раскрученных "объедков" - присоединение к толпе, защита от критики своих музыкальных пристрастий.
Вообще глобальная особенность лжеудобных вещей и явлений - то, что они устанавливают для человека определенные рамки, за которые ему психологически сложно выбраться. Из-за этого он топчется на месте, застревает в старом, "удобном" состоянии, вместо того, чтобы пробовать новое. Такое состояние дает стабильная, но средняя по интересности работа, или провинциальный город, в котором ты родился, где все просто, много друзей, но мало возможностей для роста, и т.п. Лжеудобства лишают возможности вырасти над собой, постичь что-то новое. Конечно, нет ничего абсолютного, и не всегда новое лучше старого. Но человек обычно добивается большего в жизни, когда у него нет искусственных ограничений, воспринимаемых им как удобство и комфорт. Опасность именно "удобных" ограничений в том и состоит, что, в отличие от прямого принуждения, они не четко осознаются .