Государства во все времена стремились установить диктат над возможностью "свободной торговли" между народами. То есть за возможность частных лиц своего государства торговать с частными лицами другого государства.
Например, сейчас такая "торговая война" идет между США и Китаем.
А в древнем Китае, империя Хань стремилась ограничить приграничную торговлю своего населения с Хунну.
В то же время, потребности Хунну росли. И им требовалось все больше китайского вина, шелка для жен, сладостей для детей и риса, чтобы угощать родню.
Все это могла предоставить экономика Китая, но государство установило жесткие пошлины на товары между степью и Китаем.
Поэтому основной задачей сына первого шаньюя (правителя) Хунну Модэ - Лаошаня стало разрешение вопроса со "свободной торговлей".
После разгрома с помощью усуней юэчжей, которые переместились из Семиречья в Согдиану, где разромили Греко-Бактрийское царство, у хуннов освободились руки для войны на востоке.
В 166 году до н.э. Лаошань-шаньюй во главе 140 тысяч конницы (обильные поля Северного Китая могли прокормить столько лошадей в отличие от лесов Восточной Европы) вторгся в приграничные китайские области.
Учитывая, что "свободная торговля" была выгодна и местному населению Хунну легко нашли проводников и смогли с их помощью награбить госимущество со складов, в том числе и из летней резиденции императора. А потом дошли до столицы империи - Чаньани.
Но хунну брать столицу не стали и когда император Вэньди собрал армию спокойно ушли с награбленным назад в степи.
После этого удачного похода, хунну в течение четырех лет совершали набеги на Китай используя нехитрую тактику - оттягивая войска Хань ложным наступлением в одной стороне и совершая набег в другом.
Наконец Лаошань смог добиться от китайцев признания государства Хунну как равноправного себе. Китайцы обязались из "понимания холодного климата, в котором живут Хунну" (официальная трактовка) посылать им "просо, белый рис, парчу, шелк, хлопчатку, и другие вещи". То есть давали дань.
Дань они обязались давать. Но вот права на "свободную торговлю", так и не дали.
Это право продолжил выбивать сын Лаошаня - Гюньчень.
Человек он был мирный и четыре года не нападал на Китай.
Но китайцы, как и все в этом мире не ценят миролюбивых соседей. Поэтому в 158 году до н.э. Гюньчень снарядил два отряда по 30 тысяч, которые вторглись в Хань с разных направлений. Пограбив, они отошли в степь.
В 157 году умер император Вэнь-ди и в 156 году на престол взошел Цзин-ди.
Из-за внутренних беспорядков в империи Хань, новый император был вынужден пойти на серьезные уступки Хунну. В 152 году на границе были открыты рынки для свободной торговли между населением Китая и кочевниками. Кроме того, за шаньюя была выдана китайская царевна с которой пришло большое приданное, больше похожее на дань.
Хунну окончательно утвердились в качестве равноправных партнеров Хань. Эта победа стал венцом их военно-политической деятельности.
А вот почему отдельные народы имели силу и энергию для великих свершений, а другие нет, можно прочитать в книге советского историка Льва Николаевича Гумилева "Этногенез и биосфера Земли"