В старинных названиях русской глубинки всегда есть какая-то тайна. «Оковецкий лес» – правда, звучит как-то сказочно, былинно? В Повести временных лет сказано, что Оковецкий (Оковский) лес – своеобразный географический центр: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг… Двина из того же леса вытекает и течёт на север… Из того же леса вытекает Волга и течёт на восток».
И значит неслучайно именно в этом месте произошло таинственное. В 1539 г. икона Богородицы открылась двум крестьянам на Пырошенском городище. Сразу скажу, что история за давностью лет немного путанная, и где-то написано, что теми крестьянам были бывший пономарь и его дядя, а где-то пишут, что то были конокрады и «хищники» из соседней деревни. Этой версии и будем придерживаться, тем более, что именно она описана на табличке у Оковецкого источника. Мужики, увидев сильный свет, исходящий от иконы, конечно, испугались и сбежали, но потом рассказали своим односельчанам о чуде. На место явления иконы пришел инок Селижаровского монастыря Стефан - некоторые, правда, пишут и о крестьянине Исидоре, который искал священника, но не нашел, и тогда решил позвать Стефана. И при скоплении множества народа Стефан увидел икону Животворящего креста Господня, а потом воссиял свет, и люди увидели на другом дереве икону Богородицы. И не простую, а с Николаем Чудотворцем. И после этого за неделю приключилось более 30 случаем исцелений.
Конечно, в Москву доложили об этом необычном событии, и крестным ходом иконы принесли в Успенский собор, где иконы были в течение 6 месяцев. Но потом было решено, что на том месте, где они были явлены, иконы имеют больше силы, и вернули их в Оковцы. И почему-то те деревья, на которых были обретены иконы, было велено срубить, а на их пнях поставить престолы двух церквей, освященных в честь Животворящего креста Господня и Богородицы Одигитрии.
Перед литовским нашествием в 17 в. икону перевезли в Новгород, и там, видимо, вставили в одну доску.
Потом увезли икону обратно в Оковцы, Новгородцы, правда, пытались вернуть ее силой, но под ними провалился лед, и икона осталась в Оковцах.
Носили эту икону и в Ржев, где сейчас огромный собор Оковецкой иконы Божьей Матери, и в Зубцов.
И везде были чудесные исцеления. В Москве было построено 2 церкви Оковецкой иконы Божьей Матери, увы, разрушенные при СССР.
В Оковцах поначалу стояли 2 деревянные церкви, а в середине 18 в. была построена каменная в честь Смоленской Божьей Матери с пределом Николая Чудотворца.
В 1930 г. храм закрыли, а чудотворная икона пропала, причем исчезла таинственным образом в тот день, когда приехал уполномоченный по конфискации церковного имущества.
Но место это «чудотворно» и сейчас. Еще в дни обретения икон вода из источника, бьющего на крутой излучине реки Пырошни, стала целебной. И в те времена, и сейчас сюда приезжают люди со всей страны. Как пишут (вот не знаю, правда или нет), что источник бьет с глубины 900 м и дает 6 кубометров воды в минуту. Температура воды +4 и состав ее близок к талой по результатам лабораторных исследований. Вода, действительно, кристально чистая, очень вкусная, и струя бьет с огромной силой.
Сейчас эту воду начали бутилировать и продавать, так что купить ее можно много где, но мне, правда, кажется, что святую воду надо набирать самим с молитвой, в том месте, где она бьет из земли. А иначе это уже дистанционная вера какая-то получается.
На источнике в 1870 г. была возведена каменная часовня, но разрушена в советские годы. Источник был засыпан строительным мусором. А сейчас место расчистили, и там красота и подворье Нило-Столбенской пустыни.
Пишут, что народа здесь бывает очень много. Сюда просто доехать на машине – до Оковцев новый асфальт. Но, на мой взгляд, лучше всего добраться в эти места на лодочке, особенно чудесно увидеть, как из-за поворота появляется часовня и монастырские постройки вокруг источника.
И народа осенним вечером не было совсем, только тишина, шум воды и падающие листья.