Найти тему
киНоНостальгия

Еще один "Довод" не в пользу надутых щек Нолана.

Tenet (2020)
Tenet (2020)

Сомневаться в величии Нолана - так себе затея. Рискуешь получить высокомерное "фи" от "креативной" публики: вам не дано, вы ничего не поняли, кино не для вас (подразумевается - средних умов). И тем не менее, я ранее рискнул и сформулировал принцип Нолана - напустить туману и надуть щеки. "Умный" зритель в восторге! Чувствуешь себя интеллектуалом и эстетом, не напрягаясь!

Вот и недавний блокбастер от Нолана - "Довод" (Tenet) - показался мне прекрасным и убедительным доводом в пользу моего мнения.

Tenet (2020)
Tenet (2020)

"Довод" - квинтэссенция "зрелого Нолана". Не задавайте вопросов - особенно "почему" и "зачем", не пытайтесь понять логику и мотивацию персонажей. Не спрашивайте "о чем этот фильм" - рискнете вспомнить старую шутку советского ТВ "да ни о чем". Главное - не ответы на легитимные вопросы зрителей, а любимая Ноланом многозначительность. Не важно, понимает ли зритель что происходит на экране. Важно, чтобы била по ушам многозначительная музыка. Герои многозначительно смотрели друг на друга и в камеру. И обменивались многозначительными репликами, периодически поминая "инверсию энтропии"...

Tenet (2020)
Tenet (2020)

Возможно, я часто моргал и зевал на этом увлекательном фантастическом триллере и поэтому пропустил смыслы и логические обоснования. Но... вот примеры сюжетной логики по Нолану (он же и автор сценария).

Итак, в будущем гениальная дама-изобретатель придумала "алгоритм" - штуковину из девяти железяк, похожую на карданный вал. Каким-то образом "алгоритм" может уничтожить человечество - правда, Нолан не удосуживается пояснить как именно 9 металлических деталей устроят Апокалипсис. Или Третью Мировую? Неважно. Важнее - туман и пафос.

Дама в ужасе от своего изобретения. И, разобрав его на части.... Пересмотрела древний (на тот момент) шедевр Кэмерона "Терминатор 2: Судный день" и поняла как избавиться от опасного металла? Или тайно раскидала предметы в разных концах мирового океана, ищи, мол, детальку на дне Марианской впадины? Нет. Она передала 9 артефактов на хранение 9-ти ядерным державам. Логично? В мире Нолана - да.

Tenet (2020)
Tenet (2020)

В наше время русский олигарх охотится за артефактами. Он умирает от рака и хочет оставить зловещий посмертный подарок землянам в виде конца света. Возникает вопрос - откуда этот товарищ, пусть и русский олигарх, узнал о существовании артефактов, которые изобретут через поколения? Вроде бы ему помогают некие зловещие силы из будущего. Вопрос - зачем этим силам устраивать апокалипсис, ибо "конец истории" в наше время означает, что и они в будущем не будут существовать? Не спрашивайте - а то нарветесь еще на одно упоминание "инверсированной энтропии"...

Tenet (2020)
Tenet (2020)

Раз есть злодей (и помогающие ему силы зла из будущего), то есть и хорошие парни. По ходу действия выяснится, что главный герой - того не осознавая - нанял сам себя выполнить опасное задание. А другой - вообще представитель некой организации из будущего, которая вроде как на стороне сил добра. Однако в финале он отказывается толком объяснить что к чему - и с загадочной улыбкой исчезает.

В общем, зритель, сам решай что это было. Почему один из артефактов запускал "время вспять"? Потому что. Зачем кто-то хотел уничтожить прошлое и, соответственно, будущее? Затем. Кого же все-таки представляет герой Паттинсона? Кого-то. Все туманно, все неоднозначно. Кто вопросы задает - тому "не дано", тот "не дорос до Нолана".

Tenet (2020)
Tenet (2020)

Я искренне считаю Нолана выдающимся craftsman - ремесленником в высоком смысле слова. Он прекрасно владеет ремеслом "делания фильма" (movie making) - картинка красивая, камера живая, монтаж, эффекты на уровне. Но когда же он начнет делать кино не про "картинку" - а про людей? Перестанет надувать щеки и выдавать "эпохальные" картины ни о чем? Хотя.... судя по тому, сколько зрителей считают его чуть ли не лучшим режиссером современности, его надутые щеки в тумане - работают.