Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Мы на некоторое время оставим перипетии создания и становления терапии #цигун в Китайской Народной Республике (начало этой внушительной статьи смотрим тут), чтобы немного рассказать об аспекте этого процесса, который очень часто проявляется в вопросах читателей.
Концепции нравственности складывались в Поднебесной в течении тысячелетий, ведущую роль сыграло конфуцианское учение (и культ предков, куда же без него), определявшее принципы социальной стабильности. И сформировавшиеся в итоге этические (и ритуальные!) нормы определяли особое отношение к людям почтенного возраста. Причем это отражалось во всех сферах жизни, формируя соотношение возраста и общественной значимости, иерархию, объясняющую во многом особое отношение в Поднебесной к долголетию и пестованию жизни:
Человека десяти лет называют отроком, он приступает к учению.
Двадцатилетнего называют юношей, он надевает шапку {т.е. проходит обряд инициации}.
Тридцатилетнего называют зрелым, он заводит семью.
Сорокалетнего называют энергичным, он отдает себя службе.
Пятидесятилетнего называют опытным, он занимает высокую должность.
Шестидесятилетнего называют престарелым, он указывает и распоряжается.
Семидесятилетнего называют старым, он передает обязанности [следующему поколению].
Восьмидесяти и девяностолетних называют глубокими стариками.
Столетнего называют достойным заботы.
Тем самым конфуцианская доктрина последовательной и безусловной подчиненности младших старшим выступала и стимулом работы над долголетием, причем с учетом своего духовного совершенствования и гармонизации общества. Однако, как мы с вами хорошо помним, после Синхайской революции 1911 года традиционный уклад пошел на слом...
Когда в середине ХХ века создавали терапию цигун как отечественный вариант ЛФК, то думали больше о терапевтическом эффекте нежели о нравственном воспитании. А вот в семидесятых годах, когда после завершения Культурной революции, решили вернуть эти методики, то страну захватила волна того, что сейчас исследователи генезиса цигун в КНР именуют "истерией цигун".
Однако о том периоде мы поговорим в отдельной статье, сейчас интереснее последовавшие оргвыводы:
- определение списка рекомендованных оздоровительных систем (мы уже публиковали его в предыдущих статьях);
- понимание необходимости увязать занятия оздоровительного цигун с воспитанием морали-дэ:
...в процессе модернизации китайская традиционная этика пришла в упадок из-за различных сложных социальных и исторических причин. Однако в основе модернизации лежит национализация, без культурной традиции нации - модернизация потеряет свою основу. Традиционная мораль накоплена в культурно-психологической структуре нашего народа. Отрицание традиционной морали может только потерять преимущество нашей национальной культуры. Китайская культура подчеркивает единство и гармонию истины, добра и красоты, уделяя больше внимания добру. Таким образом, этические стандарты стали важнейшей особенностью китайской культуры.
В итоге были выработаны следующие принципы:
- Традиционная культура - источник силы оздоровительного цигун.
- Уважайте традиционную культуру, будьте миролюбивы и постоянно выполняйте оздоровительный цигун.
- Рациональное знание - это руководящая идеология практики оздоровительного цигун.
Для лучшего понимания, что подразумевалось под этими тремя фразами, рассмотрим их содержание более подробно.
Однако, сперва напомним, что в Старом Китае обучение #яншэнсюэ осуществлялось индивидуально, "от сердца к сердцу", и моральные качества адепта были при отборе важнейшим из критериев:
...требующему обучения но не искреннему – не передавай искусства, сердце не искренне – изучение не серьёзно, это будет лишь напрасной тратой силой.
... есть три категории людей, которым нельзя передавать искусство. Не порядочный – не передавай; сердце не искреннее – не передавай; врагу – не передавай. Если у того, кому не передают, семья пострадала от учителя – продолжить передачу...
В дальнейшем в процессе обучения шло непрерывное совершенствование морали-дэ:
Не убивай, всегда будь внимателен к живым существам.
Сторонись похоти и не допускай распущенности в мыслях.
Не кради и не принимай нечестно нажитого.
Не обманывай других и не путай добро со злом.
Будь трезв и всегда думай о чистоте в поведении.
Будь в согласии со своими предками и не позорь свой род.
Если видишь, что кто-то делает добро, помогай ему с радостью и удовольствием.
Если видишь, что кому-то не везет, помогай ему с достоинством обрести удачу.
Если кто-то навредил тебе, не думай о мести.
Пока все не достигнут Дао, не думай, что сам сможешь достичь
Сравните эти нормы морали с буддийскими, это третье учение, оказавшее огромное влияние на формирование морально-нравственных устоев в Старом Китае. Здесь главной основой соблюдения нравственности является воздержание от десяти неблаговидных действий, три из которых касаются тела, четыре — речи и три — мыслей:
Три дурных действия в отношении тела таковы:
1) убийство — преднамеренное лишение жизни живого существа — человека ли, животного или даже насекомого;
2) воровство — присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи;
3) сексуальный проступок — совершение распутных действий.
Четыре словесных дурных действия таковы:1) ложь — обман других словом или действием;
2) злословие — раздувание вражды, чтобы согласные не соглашались, а несогласные — разошлись во мнениях еще больше;
3) грубая речь — словесное оскорбление других людей;
4) пустословие — разговоры о глупостях, мотивированные вожделением и т. п.
Три мысленных дурных действия таковы:
1) алчность — желание обладать тем, что принадлежит другому;
2) злонамереннность — желание повредить другому, неважно, сильно или нет;
3) ложные воззрения — вера, что таких реальностей, как перевоплощение, закон причины и следствия или Три драгоценности, не существует.
В разных вариациях подобные нормы поведения прививались в рамках большинства традиций учения яншэнсюэ Старого Китая.
Продолжение следует...