Страны с сильными школами телепроизводства все больше ориентируются на запад, подгоняя свои новые работы под мировые стандарты индустрии и, в конечном счете, обезличивая продукцию. Тем интереснее наблюдать за развитием турецкого, бразильского, корейского и индийского телевидения (продолжайте, кого забыла), где наряду с новшествами, стараются сохранить свою самобытность. Выглядит это, будто традиционные корзины, глиняные горшки, платья и барабаны покрывают, словно лаком, толстым слоем лоска - короче шоу причесывают, и в то же время заявляют в них о своей идентичности.
Рынок сериалов, понятное дело, зависит от рейтингов. Однако в Турции это доведено до абсурда. Любители "дизи" знакомы с ситуацией, когда многообещающий проект внезапно закрывают после нескольких серий, не дав ему и шанса разогнаться, просто потому что зрители не приняли концепцию. Турки могут влиять на развитие сюжета, ведь сценарии, не считая пилотов, пишутся буквально на коленке в процессе производства. С одной стороны такая зависимость придает изюминку всей индустрии: сериалы в Турции - фактически интерактивный аттракцион, а с другой - подрезает авторам крылья. В погоне за рейтингами производители зачастую пренебрегают художественностью. Народ в пламенном порыве может задушить хороший проект в своих объятьях . Рано или поздно это происходит и с признанными хитами, популярными не только в самой Турции, но и за ее пределами. Что не так?
1. Затянутость.
Пока берут, можно продать сколько угодно арбузов, но арбуз - продукт сезонный: урожай закончится, растение завянет, а покупатели, что называется "накушаются", если и вовсе, не дай Бог, отравятся вашими ягодами.
Возможности жанра не безграничны. Авторам нужно знать меру и уметь вовремя останавливаться, иначе опера может превратиться в бесконечный балаган. У нити повествования свой жизненный цикл, на самом деле сюжет развивается по своим внутренним законам, и автор всегда интуитивно чувствует, где должна стоять точка. Но зрители приказывают продолжать, и шоу продолжается. Однако это все равно, что пытаться оживить мертвеца.
"Ранняя пташка" - классический пример.
Романтическая комедия, продолжительностью в полсотни серий (каждая традиционно по два с половиной часа). Мегапопулярная история, с успехом прокатившаяся во множестве государств, в том числе в Испании и Италии, где исполнитель главной роли - сердцеед Джан Яман (его внешний образ в новелле, как с обложки любовных романов 80-х) стал звездой чуть ли не первого ряда.
Сюжет банальный: смешная девчонка Санем - мечтательница, егоза и озорница влюбляется своего начальника Джана - мачо, красавца, искателя приключений и фотографа.
Сериал цепляет сразу же. Яркие, сочные краски, чуть припудренная действительность, харизматичные Демет Оздемир (на нее невозможно наглядеться) и Джан Яман, колоритные персонажи второго плана, эксцентричный юмор, погружение в культуру, дружелюбная атмосфера, легкая почти мольеровская интонация.
Отлично чувствуя вайб, авторы в лучших традициях долгоиграющих сериалов, создают целую вселенную, вольно играют с образами - в этом мире есть понятные только преданным зрителям шутки, вроде рыночной пародии на главного героя в исполнении "шута" проекта - Джей Джея. К слову, на мой взгляд, Аныл Челик все-таки по-актерски "уделал" статного Ямана.
Но ровно посередине повесть ломается. Персонажи переносятся в новые обстоятельства и новое пространство, а пространство это - аквариум, из которого постепенно выкачивают воздух.
Чтобы удержать корабль, сценаристы пробуют все, вплоть до откровенных мыльных клише, вроде психопатичных соперников, ревности и амнезии. Твисты вызывают лишь зевоту.
Я насчитала целых три финала в "Ранней пташке". Самый последний "это точно все" финал кажется скомканным. Такая грандиозная история любви, и такой куцый итог. Это еще одна проблема турецких сериалов...
2. Невнятные концовки.
"Запах клубники" - милейший сериал про первую любовь. Ветреный сын богачей Бурак и добродетельная дочь служанки Аслы сначала конфликтуют в лучших традициях "Укрощения строптивой", а потом, понятно, влюбляются друг в друга без памяти. Их пытаются разлучить все, кому не лень: и родители, и бывшая девушка Бурака, и его брат, который тоже сохнет по трудолюбивой красавице Аслы - это первая главная роль Демет Оздемир. В итоге у недоброжелателей почти получается. Герои вместе навсегда только во второй половине финальной серии...А дальше несколько минут безграничного счастья, свадьба (не рано ли студентам?) и радостные улыбки разлучников вокруг. Вот, например, соперница Аслы.
Буквально пару сцен назад они ненавидели друг друга, а теперь бывшая девушка жениха, маниакально преследовавшая его, искренне поздравляет невесту. Логично? Йок.
3. Хромая логика.
Если склонять повествование на все лады в угоду фанатам, конечно, логика покинет чат. Злодеи по щелчку исправляются, персонажи исчезают бесследно и без внятного объяснения причин, словно их инопланетяне похищают, на ходу переписывается прошлое героев.
Это не говоря уже об ошибках, возникших просто потому, что команда авторов попросту упустила какой-то факт из придуманного ранее, и это становится причиной самого откровенного ляпа. Какие-то линии просто повисают в воздухе, так и не получив логического завершения - например, конфликт главного героя с отцом в сериале "Повсюду ты" - этот конфликт, между прочим, определил поведение персонажа Фуркана Андыча в завязке, да он по сути запустил сюжет!
Зеркальное отражение этой ситуации - отношения рыжеволосой бестии Дефне с бросившей ее матерью в легендарной "Любви напрокат". У сериала огромный рейтинг. Отечественные любительницы турецкого мыла регулярно ставят его в свои "топы".
Секрет прост - мощнейшая химия между главными героями, усиливаемая противоположностью характеров - песнь льда и пламени настоящая.
Я смотрела "Любовь напрокат" на перемотке. Но этого ведь не должно быть в качественном сериале! Большая часть линий, включая шумный комический дуэт Корая и Нериман, эдаких возрастных Марии Антуанетты и ее придворного учителя танцев - мусорные, не несущие в себе ни малейшей эмоциональной, эстетической или смысловой ценности - они только, подобно камням в русле горной реки, направляют сюжет. Зрителям, кстати, их юмор заходит, но мне кажется суетливым, да и слишком Корая и Нериман много.
История замешана на приеме "подмены". Героиня, связанная порочным договором, подослана к главному герою, чтобы женить его на себе, но сама "пропадает". Дефне девушка порядочная, она тяготится ложью, но не может найти в себе силы, чтобы признаться любимому в обмане. На самом деле ситуация высосана из пальца и искусственно сгущена. Сценаристы затянули с раскрытием интриги, упустили момент, а когда все-таки сделали это, стало уже неинтересно. Весь второй сезон сериал жил на инерции. И даже удачная арка с добродушным Синаном и благородной Седой, даже полнокровный финал с рассказом о судьбе каждого персонажа не спасли дело.
Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.