Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Думаю, каждый хоть раз слышал (а, может, и сам издавал) трагический вопль: «О чём писать? Всё давно придумано до нас!» Действительно, если анализировать сюжеты художественных книг, то можно найти массу совпадений. Сходство даже не в деталях, а в общей схеме сюжета. Что это — заимствование?
На самом деле речь не идёт о заимствовании, просто законы и принципы мышления у всех людей одинаковы, так же как и закономерности восприятия текста. Поэтому схем, по которым выстраивается сюжет, немного. Самая распространённая у авторов и популярная у читателей – это мономиф.
Что такое мономиф
Переводить этот термин, думаю, не надо – все и так догадались, что это «единый миф». Ввёл понятие культуролог и исследователь мифотворчества Джозеф Кэмпбелл. Прочитав бесчисленное количество историй о героях, сочинённых разными народами, Кэмпбелл пришёл к выводу, что все эти приключения имеют одну схему, одинаковое развитие: неважно, будь это древнешумерское сказание о Гильгамеше, или греческий миф об Одиссее, индийская Рамаяна или история древнесемитского героя Акхата. Эту схему культуролог и назвал мономифом.
Детали сюжета, приключения героев, друзья и враги, встречи и расставания, конечно, отличались, но основные этапы развития сюжета были очень схожи. Причем, оказалось, что по этой же схеме строятся и многие успешные и любимые читателями художественные книги, где есть хоть какой-то намёк на приключения и изменение героя. «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо» А. Дюма, Вокруг света в 80 дней» Ж. Верна, «Хоббит» и «Властелин кольца» Д. Толкина, приключения Люка Скайуокера из «Звёздных войн», «Приключение Буратино» А. Толстого и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. И продолжать можно до бесконечности. Даже детская сказка «Лягушка-путешественница» В. Гаршина – это тот же мономиф.
Схема мономифа
В чём же универсальность мономифа? Разворачивание сюжета в нём имеет классическую схему арки, в которой чётко выделяются три этапа.
1. Обычный, и даже серый мир, в котором герой живёт спокойно, скучно, часто убого, но безопасно.
2. Переход в «необычный» мир, где героя ждут приключения и испытания. Причём «необычный» вовсе не обязательно сказочный, волшебный. Так, простой обыватель, оказавшийся втянутым в преступление, попадает в тюрьму, где он вынужден адаптироваться к суровой жизни среди заключённых. Там часто действуют совсем другие законы и правила, нежели на воле. И эта тюремная реальность для обывателя является «необычным» миром.
Студент, окончивший вуз, начинает работать в крупной фирме, девушка, уехавшая из большого города в глухую деревню, чтобы ухаживать за больной родственницей – всё это варианты перехода из обычного и привычного в необычное и странное.
3. Разрешение проблемы, достижение героем цели и возвращение домой или в привычный мир, откуда, возможно, начнётся новое путешествие.
Эти этапы тоже имеют свою структуру. В каждом из них можно выделить по два ключевых действия, определяющих дальнейший ход сюжета.
Первый этап.
- Знакомство с героем и его миром.
- Начало путешествия: события, побуждающие героя покинуть привычный мир.
Второй этап.
- Испытания и проблемы, появление злодея или основного препятствия. Осознание необходимости активного действия, борьбы, вмешательства в ситуацию и т. д.
- Обретение друзей и союзников.
Третий этап.
- Разрешение проблемы, победа над «злодеем» и получение награды.
- Возвращение домой или превращение необычного мира в обычный, чужого пространства — в дом.
По этой схеме можно построить произведение любого жанра, и если оно хорошо и интересно написано, то читатели его примут.
Что даёт мономиф литератору
Думаю, вы уже поняли: главное преимущество мономифа в том, что автор получает готовую, проверенную даже не веками, а тысячелетиями схему. Схему, соответствующую ожиданиям читателя, который, каждый раз переворачивая страницу книги, получает то, что он хочет, к чему подсознательно готов.
Можно сказать: бери схему мономифа, пиши книгу и не прогадаешь. А где здесь подвох? Он, конечно, тоже есть.
- Во-первых, работая по этой схеме, легко скатиться в примитив и перестать думать над сюжетом, прописывать характеры персонажей, вводить какие-то второстепенные линии, прорабатывать детали.
- Во-вторых, схема, если она не оживлена творчеством автора, так и остаётся мёртвой схемой и вызывает у читателя эффект дежавю: «Я это уже где-то читал».
- В-третьих, если конструкция сюжета привычна и известна, то нет и интриги, нет переживания за героя, значит, и интереса к произведению.
Поэтому мономиф использовать стоит, но так, чтобы схема не бросалась в глаза читателю. Главное – это творческая переработка древней схемы, создание своего оригинального произведения с неожиданными поворотами сюжета, с нестандартными ситуациями, яркими, самобытными и живыми героями.
Вот как-то так. Возможно, вас заинтересуют и другие статьи, посвящённые построению сюжета.
"Сюжетный твист: как его исполнить"
"Сюжетные арки"