Найти в Дзене

Мономиф: как его использовать писателю

Думаю, каждый хоть раз слышал (а, может, и сам издавал) трагический вопль: «О чём писать? Всё давно придумано до нас!» Действительно, если анализировать сюжеты художественных книг, то можно найти массу совпадений.
Оглавление

Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Думаю, каждый хоть раз слышал (а, может, и сам издавал) трагический вопль: «О чём писать? Всё давно придумано до нас!» Действительно, если анализировать сюжеты художественных книг, то можно найти массу совпадений. Сходство даже не в деталях, а в общей схеме сюжета. Что это — заимствование?

На самом деле речь не идёт о заимствовании, просто законы и принципы мышления у всех людей одинаковы, так же как и закономерности восприятия текста. Поэтому схем, по которым выстраивается сюжет, немного. Самая распространённая у авторов и популярная у читателей – это мономиф.

Что такое мономиф

Переводить этот термин, думаю, не надо – все и так догадались, что это «единый миф». Ввёл понятие культуролог и исследователь мифотворчества Джозеф Кэмпбелл. Прочитав бесчисленное количество историй о героях, сочинённых разными народами, Кэмпбелл пришёл к выводу, что все эти приключения имеют одну схему, одинаковое развитие: неважно, будь это древнешумерское сказание о Гильгамеше, или греческий миф об Одиссее, индийская Рамаяна или история древнесемитского героя Акхата. Эту схему культуролог и назвал мономифом.

Детали сюжета, приключения героев, друзья и враги, встречи и расставания, конечно, отличались, но основные этапы развития сюжета были очень схожи. Причем, оказалось, что по этой же схеме строятся и многие успешные и любимые читателями художественные книги, где есть хоть какой-то намёк на приключения и изменение героя. «Три мушкетёра» и «Граф Монте-Кристо» А. Дюма, Вокруг света в 80 дней» Ж. Верна, «Хоббит» и «Властелин кольца» Д. Толкина, приключения Люка Скайуокера из «Звёздных войн», «Приключение Буратино» А. Толстого и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. И продолжать можно до бесконечности. Даже детская сказка «Лягушка-путешественница» В. Гаршина – это тот же мономиф.

Древние мифы: миф о Персее,  "Калевала", "Песнь о Гайавате", "Сказание о Гильгамеше". Да, я знаю, что "Песнь о Гайавате" написал Лонгфелло, но источником были индейские мифы.
Древние мифы: миф о Персее, "Калевала", "Песнь о Гайавате", "Сказание о Гильгамеше". Да, я знаю, что "Песнь о Гайавате" написал Лонгфелло, но источником были индейские мифы.

Схема мономифа

В чём же универсальность мономифа? Разворачивание сюжета в нём имеет классическую схему арки, в которой чётко выделяются три этапа.

1. Обычный, и даже серый мир, в котором герой живёт спокойно, скучно, часто убого, но безопасно.

2. Переход в «необычный» мир, где героя ждут приключения и испытания. Причём «необычный» вовсе не обязательно сказочный, волшебный. Так, простой обыватель, оказавшийся втянутым в преступление, попадает в тюрьму, где он вынужден адаптироваться к суровой жизни среди заключённых. Там часто действуют совсем другие законы и правила, нежели на воле. И эта тюремная реальность для обывателя является «необычным» миром.

Студент, окончивший вуз, начинает работать в крупной фирме, девушка, уехавшая из большого города в глухую деревню, чтобы ухаживать за больной родственницей – всё это варианты перехода из обычного и привычного в необычное и странное.

3. Разрешение проблемы, достижение героем цели и возвращение домой или в привычный мир, откуда, возможно, начнётся новое путешествие.

"Волшебник Изумрудного города". Приключение Элли и ее друзей - типичный мономиф.
"Волшебник Изумрудного города". Приключение Элли и ее друзей - типичный мономиф.

Эти этапы тоже имеют свою структуру. В каждом из них можно выделить по два ключевых действия, определяющих дальнейший ход сюжета.

Первый этап.

  • Знакомство с героем и его миром.
  • Начало путешествия: события, побуждающие героя покинуть привычный мир.

Второй этап.

  • Испытания и проблемы, появление злодея или основного препятствия. Осознание необходимости активного действия, борьбы, вмешательства в ситуацию и т. д.
  • Обретение друзей и союзников.

Третий этап.

  • Разрешение проблемы, победа над «злодеем» и получение награды.
  • Возвращение домой или превращение необычного мира в обычный, чужого пространства — в дом.

По этой схеме можно построить произведение любого жанра, и если оно хорошо и интересно написано, то читатели его примут.

Что даёт мономиф литератору

Думаю, вы уже поняли: главное преимущество мономифа в том, что автор получает готовую, проверенную даже не веками, а тысячелетиями схему. Схему, соответствующую ожиданиям читателя, который, каждый раз переворачивая страницу книги, получает то, что он хочет, к чему подсознательно готов.

Еще один пример мономифа.
Еще один пример мономифа.

Можно сказать: бери схему мономифа, пиши книгу и не прогадаешь. А где здесь подвох? Он, конечно, тоже есть.

  • Во-первых, работая по этой схеме, легко скатиться в примитив и перестать думать над сюжетом, прописывать характеры персонажей, вводить какие-то второстепенные линии, прорабатывать детали.
  • Во-вторых, схема, если она не оживлена творчеством автора, так и остаётся мёртвой схемой и вызывает у читателя эффект дежавю: «Я это уже где-то читал».
  • В-третьих, если конструкция сюжета привычна и известна, то нет и интриги, нет переживания за героя, значит, и интереса к произведению.

Поэтому мономиф использовать стоит, но так, чтобы схема не бросалась в глаза читателю. Главное – это творческая переработка древней схемы, создание своего оригинального произведения с неожиданными поворотами сюжета, с нестандартными ситуациями, яркими, самобытными и живыми героями.

Вот как-то так. Возможно, вас заинтересуют и другие статьи, посвящённые построению сюжета.

"Почему провисает сюжет"

"Сюжетный твист: как его исполнить"

"Сюжетные арки"

"Как не заблудиться в собственном сюжете"

"Пять фишек увлекательного сюжета"