"Талантливый мистер Рипли" - роман американской писательницы Патриции Хайсмит, написанный ею в 1955 году. Жанр романа достаточно сложно определить. Чаще всего критики относят книгу к детективам, однако, мне эта квалификация представляется весьма натянутой. "Талантливый мистер Рипли" - это и нуар, и триллер, и детектив, и социальная драма в одном флаконе.
Роман открыл целую серию книг о Томе Рипли, однако, самой популярной и значимой с точки зрения литературы стала первая.
"Талантливый мистер Рипли" дважды экранизировался. Об этих фильмах мы сегодня и поговорим.
На ярком солнце (1959)
В фильме знаменитого французского режиссера Рене Клемана Тома Рипли сыграл Ален Делон. Это была первая крупная роль будущей звезды мирового кинематографа. Филипа Гринлифа сыграл Морис Роне (кстати, почему французы решили переименовать книжного Дики Гринлифа в Филипа остается загадкой).
Интересно, но изначально Делону предлагалась роль Филиппа, однако, прочтя сценарий, тот заявил режиссеру, что готов играть только Тома. Пораженный наглостью 23-летнего начинающего актера, Клеман согласился.
Фильм стал одним из крупнейших международных успехов в истории французского кино. "На ярком солнце" собрал отличную кассу в Европе, США, в Японии. Французские актеры Морис Роне и Ален Делон стали известны во всем мире.
Автору книги Патриции Хайсмит понравилась игра Делона, но категорически не понравилась концовка. В романе Том Рипли благополучно обманывает всех и избегает наказания, в фильме же его разоблачают. Такую концовку Клеман сделал из-за страха подвергнуться обструкции со стороны моралистов. Тогда считалось, что убийца в детективах обязательно должен был быть пойман. Хайсмит придерживалась другой точки зрения.
Однако, вернемся к фильму. Лично мне показалось, что кастинг "На ярком солнце" был не совсем удачен. Да, такая трактовка Тома Рипли имеет право на существование, но очевидная красота и аристократичность Делона снижает накал истории. Рипли - беден, некрасив, неуклюж. Он страстно мечтает стать "таким, как Дики (Филип)", страстно мечтает войти в мир "богатых, знаменитых и красивых". Делон же гораздо красивее Мориса Роне и он гораздо больше похож на богатого, изнеженного жизнью аристократа.
Например. Когда Филип Гринлиф в исполнении Роне шутит, что его девушка Мардж может влюбиться в Тома, никакой шутки не получается - зритель в это спокойно верит. Еще бы она не влюбилась в Алена Делона! Забегая вперед, скажу, что эта же шутка в фильме 1999 года прекрасно срабатывает.
Таким образом, в фильме "На ярком солнце" Том Рипли мечтает только о том, чтобы стать богатым, завладеть жизнью Филипа, его девушкой. Но не стать им самим. Зачем Рипли становиться Филипом, если он моложе и красивее его (Морис Роне на 9 лет старше Делона).
Энтони Мингелла, очевидно, заметил это несоответствие и в своей экранизации романа провел "работу над ошибками".
Талантливый мистер Рипли (1999)
Скажу сразу, этот фильм я считаю одним из лучших в истории мирового кинематографа.
Это именно тот случай, когда фильм лучше книги. Причем, значительно лучше.
Энтони Мингелла создал глубокое и чувственное полотно о мечте, о человеке, о добре и зле. О чудовищах, которых прячут люди в чуланах своей памяти.
Том Рипли в исполнении Мэтта Дэймона именно такой, каким он должен быть. Ранимый, неуклюжий, некрасивый, робкий, озлобленный на себя и на весь мир. Он купается в лучах дружбы великолепного Дики Гринлифа - Джуду Лоу можно поставить памятник за эту роль! - и хочет быть таким, как Дики, хочет быть самим Дики. Это видно, это чувствуется.
Очарование, притягательность и невероятная жестокость мира богатых показана в этом фильме с ошеломительной достоверностью.
Фредди Майлз, сыгранный Филипом Сеймуром Хоффманом - это запредельная актерская работа, это высший уровень. Как превосходно он показал прожигателя жизни, хитрого подлеца, не упускающего момента подколоть Тома за нищету, плохую одежду, за то, что он "не такой", но изо всех сил лезет в это общество.
Фильм "Талантливый мистер Рипли" о том, как трудно быть белой вороной. Не только в среде американских хозяев жизни, прожигающих жизни в Европе, но и на работе, в школе, да хоть в детском саду.
Это фильм невероятно человеческий. В том смысле, что он о человеке в целом. Люди именно такие, как Том Рипли. Они хотят быть кем-то, лишь бы не быть никем. При этом, они не понимают, что они уже являются кем-то, что каждый человек - личность, каждый человек самоценен.
Резюмируя, скажу, что оба эти фильма - шедевры на все времена, их обязательно нужно смотреть. Несмотря на то, что сняты они по одной книге, фильмы очень разные, каждый - со своей изюминкой, атмосферой и шармом.
--------------------
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.