Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое.
Чем не Левитан?
Только что гораздо слабее, во-первых, потому, что не монастырь на первом плане. Потому что монастырь - образ бегства из суеты. Во-вторых, потому что не совсем севера с их белой ночью выбрал Нестеров. Тотьма между Вологдой и Котласом. Севера - тоже образ побега из действительности.
Как-то ясно, глядя на такие виды, почему есть какая-то глубинная связь между Россией и Индией. Про пробуддизм какой-то хочется говорить в порядке переведения упомянутого ЧТО-ТО в слова.
Левитану было легче выражать такое бегство. Это было время массового переживания от скуки всего-всего мира, погрязшего в суете и стандартизации жизни наступавших индустриализации и капитализма, в скуке всеобъясняющего позитивизма науки, в сухой выморочности религии, потеснённой из жизни наукой, в безнадёжности разгрома народничества и невидении приближения революции, наконец, в слабости здоровья Левитана (он через 10 лет умер, сорокалетним).
Нестеров не такой. Он полон жизни. Рекламирует свою студию живописи «школа реализма». Возрождённый в России капитализм только, как и тогда Левитана, гонит Нестерова от суеты. Но.
Все другиекартины Нестерова ещё слабее приведённой. «Праздник в Москве» всего лишь тусклый. Ну что это за эскапизм? «Солнечный день» хоть и глушь, но – дома, двор, бельё – суета всё же. «Золотая осень. Царицыно» – всего лишь парк в Москве с цивилизованной белоколонной беседкой и тусклость, постоянная всюду, тут как-то невнятна. И т.д. и т.п. Всё-таки не такой талант, как у Левитана. Я же решил хоть слово о нём промолвить из шкурного интереса. Он может понравиться случайно забредшему ко мне читателю.
9 октября 2020 г.