Найти тему

Сосредоточенность и любимое дело. К индуизму, который можно спутать с дзэн-буддизмом

Из фильма "За пропастью во ржи"
Из фильма "За пропастью во ржи"

В одном из основных текстов индуистской философии "Бхагавад-гите" говорится о йоге как о средстве достижения Высшей Цели. Что это значит?

С санскрита слово "йога" переводится как "единение", "связь", "упражнение". То есть йога - это не обязательно то, что мы привыкли видеть в современности (коврики, асаны и проч.). Когда я читал "Бхагавад-гиту", я был уверен, что в этой книге под йогой подразумевается любимое дело. Но я ошибался.

В данном контексте йогой можно назвать то дело, которое человек делает в тот или иной момент, то, что он должен делать. И ему следует совершать любое действие изо всех сил, отдавать ему все старание, которое только есть, ради того, чтобы достигнуть в нем совершенства, "искушенности" (как говорится в книге). И на пути к искушенности личность проявляет все большую сосредоточенность, что и является ключом к существованию в мире. Именно она помогает отрешиться от предметов и их вкуса, отношения к ним. Так можно прийти к спокойствию.

Сравните концепцию сосредоточенности с многозадачностью двадцать первого века! Это бич современного человека - делая несколько вещей одновременно, он упускает все эти вещи. Я противопоставляю монотаскинг мультитаскингу (какие ужасные слова, кошмар) в своей жизни вплоть до того, что если я собираюсь слушать музыку, то я сажусь и только слушаю музыку. И больше не делаю ничего.

Все это и есть карма-йога - та самая практика, которая была очень близка Сэлинджеру. Только он всерьез относился и к богу, которому, согласно "Бхагавад-гите", и следует приносить все плоды труда. Мы имеем право только на сам труд, но не на его плоды. Только на процесс, но не результат.

"За пропастью во ржи"
"За пропастью во ржи"

Совершенство и радость от действия - это директивы, помогающие на действии сконцентрироваться. Цель, результат, задача - это только фата-моргана, слишком часто запускающая действие, но никак действием не являющееся и приносящее не радость, а удовольствие, которое напрямую связано с мгновенными гормональными всплесками.

Когда нет сосредоточенности, нет и спокойствия; есть только беспокойство, синонимичное волнению, тревоге, возбуждению - неустойчивости, отсутствию равновесия.

_____________________

В моей полу-идеальной картине бытия человек сосредоточен на каждом своем действии, а основное - суть любимое дело, органично согласовывающееся с его сущностью, самостью. И это любимое дело должно быть хоть как-то связано с созиданием, поскольку по своей природе человек и есть созидатель. Он не первым начал использовать орудие труда, но первым создал его своими руками. Если человек будет делать что-то естественное для себя самого, то он не будет ощущать экзистенциальной вины, что есть, вероятно, мучительнее всего, поскольку влияет на все существование личности.

66. Кто не собран, не может правильно мыслить, у того нет творческой силы;
У кого же нет творческой силы – нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?
(из "Бхагавад-гиты")

Индуизм
707 интересуются