В одном из основных текстов индуистской философии "Бхагавад-гите" говорится о йоге как о средстве достижения Высшей Цели. Что это значит?
С санскрита слово "йога" переводится как "единение", "связь", "упражнение". То есть йога - это не обязательно то, что мы привыкли видеть в современности (коврики, асаны и проч.). Когда я читал "Бхагавад-гиту", я был уверен, что в этой книге под йогой подразумевается любимое дело. Но я ошибался.
В данном контексте йогой можно назвать то дело, которое человек делает в тот или иной момент, то, что он должен делать. И ему следует совершать любое действие изо всех сил, отдавать ему все старание, которое только есть, ради того, чтобы достигнуть в нем совершенства, "искушенности" (как говорится в книге). И на пути к искушенности личность проявляет все большую сосредоточенность, что и является ключом к существованию в мире. Именно она помогает отрешиться от предметов и их вкуса, отношения к ним. Так можно прийти к спокойствию.
Сравните концепцию сосредоточенности с многозадачностью двадцать первого века! Это бич современного человека - делая несколько вещей одновременно, он упускает все эти вещи. Я противопоставляю монотаскинг мультитаскингу (какие ужасные слова, кошмар) в своей жизни вплоть до того, что если я собираюсь слушать музыку, то я сажусь и только слушаю музыку. И больше не делаю ничего.
Все это и есть карма-йога - та самая практика, которая была очень близка Сэлинджеру. Только он всерьез относился и к богу, которому, согласно "Бхагавад-гите", и следует приносить все плоды труда. Мы имеем право только на сам труд, но не на его плоды. Только на процесс, но не результат.
Совершенство и радость от действия - это директивы, помогающие на действии сконцентрироваться. Цель, результат, задача - это только фата-моргана, слишком часто запускающая действие, но никак действием не являющееся и приносящее не радость, а удовольствие, которое напрямую связано с мгновенными гормональными всплесками.
Когда нет сосредоточенности, нет и спокойствия; есть только беспокойство, синонимичное волнению, тревоге, возбуждению - неустойчивости, отсутствию равновесия.
_____________________
В моей полу-идеальной картине бытия человек сосредоточен на каждом своем действии, а основное - суть любимое дело, органично согласовывающееся с его сущностью, самостью. И это любимое дело должно быть хоть как-то связано с созиданием, поскольку по своей природе человек и есть созидатель. Он не первым начал использовать орудие труда, но первым создал его своими руками. Если человек будет делать что-то естественное для себя самого, то он не будет ощущать экзистенциальной вины, что есть, вероятно, мучительнее всего, поскольку влияет на все существование личности.
66. Кто не собран, не может правильно мыслить, у того нет творческой силы;
У кого же нет творческой силы – нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?
(из "Бхагавад-гиты")