Итак, в первой части мы выяснили, что к ожирению ведёт повышение употребления калорий и снижение расходования энергии (NEAT). Что же ещё?
Третье: самое важное. Пристрастие, заложенное эволюцией.
Первые два пункта скорее отвечают на вопрос “как?”, а не “почему?”. Если снижение активности обусловлено изменением образа жизни и его технологичностью, то почему мы вдруг начали есть больше? Считайте, что мы говорили про тёплое, теперь затронем мягкое.
Причина таких перемен начала приоткрываться еще до повального ожирения и проявилась случайно (в 1976 году), когда в рамках экспериментов с крысами Энтони Склфани (ныне учёный, а тогда ещё студент) с интересом обнаружил, что крысы с большим интересом подбирают и подъедают то, что обронили за ланчем студенты, в частности, сладкие злаковые колечки froot loops. Оказалось, что крысы не только поедают их с аппетитом (а ещё печеньки, сыры, зефирки, салями, арахисовую пасту и т.д.), но и стремительным образом на них же жиреют.
Аналогичный эксперимент, проведённый на людях, показал схожие результаты. Люди, изолированные на 7 дней и имеющие безлимитный доступ к типичному ассортименту снеков, в среднем съедали на 70% больше своей привычной нормы и не особо притормаживали. Эксперимент неоднократно повторялся в отношении испытуемых разного пола, возраста, этничности, но неизменно результат был тот же — переедание и ожирение. Редкий случай идеального переноса с крыс на людей[1] [2].
Причина проста: нам вкусно — мы съедаем больше, нам очень вкусно — мы конкретно пережираем. Вкусная пища имеет мощный дофаминовый отклик, и мы хотим: а) больше б) опять [3].
Сейчас, читая это, где-то ликует автор антисахарного детокс-марафона. Вот, говорили ж: сахар — наркотик! И будет совершенно не прав: любовь к вкусной пище — это совершенно естественная, эволюционно-обусловленная штука. Со времён первобытных обществ мы гонялись за энергетически ёмкой пищей, а привлекательный вкус — признак этой самой ёмкости.
Сладкий вкус — углеводы, умами (вкус мяса) — незаменимые аминокислоты, текстура — жиры, солёное — натрий, незаменимый элемент. Чем сильнее вкус (комбинация вкусов), чем выше концентрация калорий на грамм, тем нам вкуснее. Тяга к пище когда-то помогла нам выжить как виду, но теперь, в условиях доступности и изобилия, осложняет существование.
В 2019 году Кевин Холл провёл контролируемое исследование [4] на эту же самую тему, сравнение потребления ad libitum (ешь, сколько хочешь), диеты с максимально обработанными продуктами (назовём её фастфудной/ФФ) и диеты с минимально обработанными продуктами (назовём её ЗОЖПП).
Результат был более чем предсказуем: люди на ФФ стабильно переедали примерно на 500 ккал в день (потому что вкусно) и, конечно, жирели (+0,5 кг за две недели). Люди на ЗОЖПП, наоборот, постепенно теряли аппетит (потому что скучно), ели только ради утоления голода и постепенно сбрасывали (-0,3 кг за две недели).
Поэтому:
a) Фастфуд и торт не виноваты в росте жопы. Они виноваты лишь в том, что вкусны.
б) Шли в жопу тех, кто навязывает тебе чувство вины за съеденную конфету и обвиняет в отсутствии воли. Безусловно, контролировать потребление необходимо, но через расстановку приоритетов, а не через запреты всего и вся, которые неизбежно приведут к срыву и откату.
А ещё есть сопутствующие факторы: растёт доля еды, съедаемой не дома (вкус!), снижается доля расходов на пищу (доступность!), процветает доставка (доступность!), увеличивается ассортимент (желание попробовать всё) и размер порции (больше калорий за те же деньги!). Я бы не стал говорить о заговоре пищевых гигантов: в погоне за доходами они с высокой степенью эффективности потакают нашей животной природе и желаниям. Хрю) Управлять своей жизнью и её аспектами (будь то карьера, финансы или рацион) — это задача и ответственность отдельно взятого человека, и если её перекладывать на других, то, может, и будет хорошо, но вряд ли тебе.
Итог: причины роста процента людей с ожирением неосязаемы, но становятся очевидными, стоит их только выразить в цифрах и фактах. Добавим к ним социально-экономический фактор, и пазл сложится. Плюс окажется, что люди с достатком пониже зачастую обладают здоровьем похуже и весом побольше.
Как сказал в одном из интервью Сергей Галицкий (в недавнем прошлом владелец сети магазинов «Магнит»): «Люди не потребляют продукты питания, люди потребляют калории». И, фактически, покупают максимум калорий на те деньги, которые есть. Белок стоит дорого, в отличие от дешёвого жира и доступных углеводов. А это не прибавляет ни качества фигуре, ни здоровья её обладателю.
Пока мы перебираем диеты и обсуждаем ЗОЖ, Кето, ПП, гибкую диету, нормы белка и количество клетчатки, мы бесконечно далеки от того питания, на котором выживает бОльшая часть общества, а там всё очень плохо. И та же категория граждан является основным потребителем табака и алкоголя, несмотря на повышение акцизов.
Именно поэтому, чтобы сделать результат в фигуре, а тем более его удержать, нужно не только “закрутить гайки” в питании, но и работать с привычками и просто пониманием процессов. Работать с тренингом/активностью, расставлять приоритеты в продуктовой корзине, пояснять, что сочетание цена/качество в продуктах — это зачастую цена/количество, а о качестве и здоровье там речи нет. И временные решения — это вовсе никакие не решения, нужно именно перераспределять приоритеты. Как? Велком ту Физикл, друзья. Те, кто начал в сентябре, уже узнали и поняли многое. А будет ещё больше:)
Оригинал статьи доступен в группе Вконтакте:
vk.com/@fiztransform-otkuda-beretsya-ozhirenie-v-obschestve-ch2
Читайте также другие статьи на канале:
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ОЖИРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ? Ч.1
Реальная проблема (не)худеющих
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О МОТИВАЦИИ И УСПЕХЕ. ЧАСТЬ 1.
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О МОТИВАЦИИ И УСПЕХЕ. ЧАСТЬ 2.
Что тебе мешает
Как реализовать себя после 30 и начать жить полной жизнью
БЫСТРЫЕ ОТВЕТЫ НА ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ (Бинго-Блиц!)
ЗАМЕРЫ
Где черпать мотивацию, чтобы похудеть и удержать результат?
Как добиться результата и похудеть, если никто не верит
Подписывайтесь на канал Physical Transformation! Научный подход и здравый смысл против бро-саенса, баек из качалки и мифов из Инстаграма! Будет сложно, местами больно, но вам понравится!
В статье были использованы материалы: