Нужно учиться гибкости у Баффетта
На примере страхового бизнеса корпорации Уоррена Баффетта Berkshire можно детально рассмотреть, какие факторы позволяют ему сохранять гибкость и постоянно выигрывать на рынке. Этих факторов всего три.
Первый фактор: Доля рынка — не самый важный определитель прибыльности. Это очень отличает страхование от других видов бизнеса.
Фактор второй: Во многих областях страхования каналы дистрибьюции не защищены и в них легко войти.
Третий фактор: В страховом бизнесе структура затрат позволяет быть гибким. Компания может длительное время вести деятельность в четверть мощности активов и наслаждаться долгосрочным процветанием. Потому что под мощностью здесь подразумевают людей — клиентов компании.
К примеру, завод не может успешно работать в четверть мощности. Ведь оборудование простаивает, зарплату людям нужно платить. А все это приводит к огромным затратам.
Нужно устанавливать ценовую планку
У.Баффетт утверждает, что следует устанавливать разумные цены, а не ориентироваться на поведение конкурентов. Не стоит ради привлечения клиентов все время снижать цену на услуги или продукт.
Ценовая политика должна быть одновременно доступной для клиентов и адекватной для компании. Важно установить определенную планку, ниже которой ты не будешь подписывать контракт.
Из отчёта У. Баффетта за 1987 год я увидел потрясающий пример, как это работает. Когда многие компании выходили из игры из-за нарастающих убытков — стоимость страхования в Berkshire оставалась доступной для клиентов.
И во времена, когда другие компании массово подписывали сделки, Berkshire тоже была доступна для клиентов. Но уже с ценами выше рыночных. Такой ход приносил компании Баффетта больше прибыли, чем прямые сделки. Да, страховые брокеры размещали сделки своих клиентов в других компаниях, из-за более выгодной цены. Но сами шли покупать акции Berkshire.
Мне Баффетт напоминает бегуна на дальней дистанции. Это даже не марафон, а намного больше.
Он каждым своим шагом наслаждается и никуда не спешит. Играет вдолгую. А это самое сложное в бизнесе.