Как пишет наш историк Михаил Юрьевич Анисимов в статье «Русско-прусские отношения в 40-50-е г.г. XVIII века во внешней политике Елизаветы Петровны»: «Для противодействия России Фридриху была нужна сильная Швеция (в которой её король восстановит прежнюю абсолютную власть времен короля Карла XII и ликвидирует ослаблявший Швецию парламентский режим) и будет нужна до тех пор, пока Россия будет столь же сильна, как была она сильна в 1752 г. Кроме этого, в интересах Пруссии было и сохранение анархии в Польше ради недопущения перехода польского трона к правящей в Австрии Лотарингской династии. В самой же России Фридриху была желательна гражданская война между сторонниками елизаветинской линии правящей династии и сторонниками свергнутого Ивана VI Антоновича, а также разделение страны между этими двумя династиями. В случае войны Пруссией с Австрией и Саксонией Фридриху, чтобы отвлечь Россию, нужна была война России с Турцией».
Собственно, именно вмешательства Пруссии в политику в Швеции и Польше, попытки договориться о новом набеге на Россию крымских татар, заигрывания с Турцией и стали определяющими в реакции императрицы. К 1755-му Фридрих II воспринимался как враг, которого «нужно охолонить».
Кроме того, по опыту первой и второй Силезских войн, а так же по периоду 1748-1756 годов Фридрих показал, что он недоговороспособен – он просто не исполнял взятые на себя обязательства, и, извините за термин из 1990-х, просто кидал своих партнеров в тот момент, когда ему было выгодно.
Примеров можно привести гигантское количество: в 1748 году, заключив договор с Францией, Фридрих одновременно вел тайные переговоры с Англией, закончившиеся в 1756 году подписанием англо-прусского соглашения. Заключая договор с Австрией о неизменности границ, он одновременно вынашивал планы нападения на Саксонию. Провозглашая дружбу с Россией, он одновременно вел переговоры о нападении Швеции и Турции на Россию. Самое смешное, что разрыв Россией англо-российского договора и вступление в войну России его сильно удивили, хотя Россия поступила ровно так же, как до этого вел себя Фридрих.
При этом Пруссия беспардонно кинула англичан еще в 1753 году, когда Фридрих отказался погашать британские кредиты, выданные когда-то австрийской Силезии. К тому же прусский король замахнулся на святое – с 1751 года при посредничестве Амстердама (банкира английского происхождения Генри Томаса Стюарта, до кучи – еще и якобита) создал прусскую Ост-Индскую компанию. Полное название – «Прусская королевская азиатская компания в Эмдене для торговли с Китаем и Кантоном» (Königlich Preußische Asiatische Compagnie in Emden nach Canton und China). Уставный капитал компании составил 241 тысячу талеров (482 акций по 500 талеров), и был преимущественно в руках французских и голландских акционеров. Возглавили компанию бургомистр Эмдена Якоб де Поттере и банкир Эммануил ванн Эртборн из Антверпена.
Компания приобрела для себя четыре корабля – «Кенинг фон Пруссиен», «Принц фон Пруссиен», «Бург фон Эмден» и «Принц Фердинанд». Что интересно, все корабли были куплены в Лондоне. Первым вышел в море «Кенинг фон Пруссиен» (куплен за 70 тысяч талеров), вышел он прям из Лондона, где завербовали 132 человека экипажа, и сразу же отправился в Ост-Индию. 15 февраля 1752 года он достиг Явы, далее проследовал в Кантон, и вернулся в Эмден 6 июля 1753 года, неся в своих трюмах 546 676 фунтов чая, а так же фарфор, шелк и другие китайские товары. В пути от болезней и несчастных случаев погибло 20 человек, а стоимость товаров составила 490 тысяч талеров.
Настоящие проблемы случились в Эмдене – гавань города узкая, заиленная, и в результате «Кенинг фон Пруссиен», стоящий на якоре в море, разгружали лодками в течение 24 дней.
С «Кенинг фон Пруссиен» связана и еще одна интересная история. В Кантоне, чтобы пополнить экипаж, пруссаки наняли 9 китайцев, которые в качестве моряков совершили переход из Китая до Германии, и теперь хотели бы вернуться на родину. Но казалось, что из Эмдена в Китай никаких регулярных рейсов… нет и неизвестно, когда будут. Китайцы перебрались в Англию, и попытались устроиться на судно британской ОИК, однако находившиеся на борту ласкары-индусы восприняли китайцев в штыки, и пригрозили забастовкой, если все-таки китайцев в команду примут. Дело дошло аж до парламента Англии, китайцы в результате получили статус «беженцев» (от кого???), и вся проблема теперь заключалась в том, где найти им средства, для того, чтобы они отбыли в Китай в качестве пассажиров. В результате председатель правления английской ОИК виконт Каслри выделил деньги, и отправил китайцев домой с письмом к китайскому императору, в котором говорилось: «надеюсь, что китайское правительство справедливо оценит то внимание и помощь, которое британская ОИК оказала вашим соотечественникам. Они смогли найти прибежище только в Англии, когда от них отказались все остальные государства, и отсюда же отправлены домой».
Надо сказать, что в первый свой рейс «Кенинг фон Пруссиен» поднял два флага – английский и прусский. После удачного рейса уставной капитал компании возрос до 861 тысячи талеров, которые распределялись на 1722 акции.
9 сентября 1752 году из Эмдена в Китай вышел 20-пушечный «Бург фон Эмден». Экипаж состоял из 116 человек, командовал кораблем Жан Франсуа Мишель из Фландрии. 30 мая 1753 года корабль пришел в Кантон, а 28 мая 1754 года вернулся в порт приписки с 575 214 фунтами чая, а так же фарфором и шелком, которые были проданы с большой прибылью.
Ушедший в Китай «Принц фон Пруссиен» 31 декабря 1753 года привез из Китая помимо всего прочего сделанный китайцами «по спецзаказу» китайский сервиз для Фридриха, с прусскими орлами.
Всего прусская ОИК совершила 6 рейсов в Китай, а далее началась Семилетняя война, французские войска вторглись в Германию, захватили Эмден, директор прусской компании, Иоганн Готфрид Тигель, бежал в голландский Дельфзейл на «Кенинг фон Пруссиен», а товары с возвращавшегося «Принц Фердинанд» (впрочем, как и сам корабль) были реализованы в Плимуте. Вернувшийся в Эмден «Принц фон Пруссиен» был захвачен французами, которые долго церемониться не стали, и продали его с молотка. В 1765 году прусская ОИК прекратила свое существование. При этом Фридрих пересмотрел соглашение с акционерами, им помимо прибыли был выплачен дивиденд в 2%, тогда как изначально Фридрих должен был заплатить 10%.
Автор - Сергей Махов
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2