В этой статье мы подробно раскроем что такое карта водителя, зачем она нужна, где их изготавливают и как её можно заказать.
Введение
Закон РФ и закон Евросоюза обязывают владельцев грузовых транспортных средств и автобусов оснащать свои транспортные средства тахографом. Это устройство фиксирует сколько времени водитель проводит за рулем, а сколько отдыхает. Данный закон создан во благо безопасности движения - чтобы водители не попадали в ДТП из-за переутомления.
Тахограф записывает на карту водителя информацию о том, сколько водитель был за рулем, а сколько отдыхал. Инспектор на дороге, в свою очередь, может попросить водителя показать (через распечатку с тахографа, или через считывание карты водителя) свою активность за последние несколько суток и выписать штраф, если водитель нарушил нормы труда и отдыха.
Нахождение за рулем без установленной в тахограф карты водителя приравнивается к езде без тахографа, а это является нарушением
Каждый водитель может иметь только одну карту водителя для каждого типа тахографа: 1 карту водителя для тахографа с блоком СКЗИ и 1 карту водителя для тахографа с блоком ЕСТР.
Что такое карта водителя для тахографа?
Карта водителя представляет собой пластиковую карту по типу банковской, но с фотографией и данными водителя. Правильно её называть смарт-карта. Подобные карты состоят из пластиковой основы, на которой отпечатаны данные владельца карты и электронного чипа, на котором хранится информация о владельце карты и его действиях. Из-за этого чипа некоторые водители называют данную карту "чип-карта" для тахографа.
В России карты для тахографов бывают двух видов:Карты водителя для тахографа с блоком СКЗИ - предназначены только для работы на территории РФ.
Карты водителя для тахографа созданного по правилам ЕСТР - предназначены для работы с тахографами, установленными для движения по странам ЕС.
У каждой карты есть свои отличительные особенности и возможности для её применения непосредственно в тахографе
На изображении выше вы можете увидеть чем отличаются эти карты друг от друга. Также вы можете найти эту информацию в статье Виды карт для тахографа и их отличия
Карта называется "картой водителя", потому что является именной для того водителя, на которого она выпущена. Свою карту водитель ни в коем случае не должен передавать посторонним лицам, т.к. если другой водитель нарушит правила её использования или нормы труда и отдыха - штраф может быть выписан и на владельца карты.
Что значит СКЗИ. СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации. Карта водителя для тахографа СКЗИ - это своего рода вид электронной подписи водителя. Вводя ПИН-код карты, водитель "ставит подпись", что все дальнейшие действия, которые он совершает управляя автомобилем с тахографом, совершает именно он.
Более подробно о том что такое СКЗИ мы рассказали в статье "Блок СКЗИ и электронная цифровая подпись"
Из чего складывается стоимость карты водителя для тахографа?
Средняя рыночная цена на конец 2020 года, в зависимости от региона, колеблется в следующем диапазоне:
Для карт СКЗИ - от 3500 до 4000 рублейДля карт ЕСТР - от 3800 до 4500 рублей.
В стоимость карты заложены некоторые неочевидные расходы, поэтому давайте разберем стоимость более подробно:
- Цена изготовления карты на заводе. Здесь царит абсолютная монополия, поэтому цены регулируются тарифами завода, а не рыночной ситуацией. Ставка постоянно меняется, при этом для карт СКЗИ и карт ЕСТР эти ставки отличаются.
- К базовой ставке добавляются обязательные расходы на заказ карты через оператора. То есть напрямую заказать карту водителя нельзя. Это необходимо делать через оператора, у которого есть специальное автоматизированное рабочее место АРМ. Это сделано с целью первичной обработки заявлений и приведения их в нужный вид, а также для создания сети пунктов выдачи карт, которые будут соответствовать требованиям ФСБ.
- К озвученным выше расходам также добавляется стоимость заказа курьера от завода до пункта выдачи карты. Доставлять карты водителя никаким иным способом, кроме курьерской доставки нельзя. Поэтому, если вам обещают доставить карту в короткий срок - логично, что это может стоить дороже, потому что под вашу карту могут заказать отдельного курьера. Также логично, что чем дальше ваш регион от Москвы, тем дороже и дольше будет обходится доставка.
- Оператор данных может предложить вам дополнительные услуги, например фото на карту водителя, заполнение заявления за вас, ускоренную доставку, расширенную гарантию или даже считывание данных с карты водителя. Эти услуги не являются обязательными или тарифицируемыми, поэтому цена на них устанавливается оператором.
- Помимо вышеперечисленного оператор также добавляет свою рыночную наценку на изготовление карты водителя, так как имеет право выставить свободную рыночную цену на карту водителя. Но помните, что самая дешевая цена на карту водителя может повлечь за собой долгую доставку или ошибки в персональных данных на самой карте водителя, а это приведет к гораздо большим потерям, нежели скидка в несколько сотен рублей при покупке. Поэтому выбирайте с умом!
Как заказать карту водителя для тахографа?
Карту водителя можно заказать у "оператора", коим всегда выступает практически любая тахографическая мастерская на территории РФ. Полный список можно посмотреть на сайте "Росавтотранспорта": https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops/
Для заказа карты вам будет необходимо лично прийти в офис оператора данных, удостоверить свою личность и подписать заявление на выпуск карты. Из-за того, что карта именная, требуется частичная или полная предоплата данного товара. По этой же причине карта водителя обмену или возврату не подлежит.
Кто должен платить за изготовление карты водителя для тахографа?
Этот вопрос в законодательстве четко не урегулирован до сих пор. Формально, поскольку карта водителя является составной частью тахографа, а обязанность оснастить тахографами лежит на плечах владельца транспортных средств - именно владельцы транспортных средств обязаны приобрести и карту водителя.
С другой стороны - карта водителя является именной и никто кроме этого водителя ей пользоваться не имеет права. При смене работы водитель может продолжить использовать карту водителя.
Мы рекомендуем следующее - выпустить карту должен работодатель, но при увольнении водителю стоит возместить остаточную стоимость карты водителя т.к. он может продолжить ей пользоваться на другом предприятии.
Более подробно этот и другие вопросы по картам водителя мы разобрали в статьях:
Что водитель обязан делать с картой водителя для тахографа?
Кроме того, что водитель транспортного средства оснащенного тахографом, обязан иметь карту водителя, есть еще некоторые правила её эксплуатации, также обязательные для исполнения:
- Водитель должен беречь карту от механических повреждений и электромагнитного воздействия на протяжении всего срока службы карты.
- Водитель должен хранить конверт от карты в недоступной для посторонних месте. Так как в этом конверте содержится специальный код, который позволит разблокировать карту, в случае её блокировки (например при неправильно введенном pin-коде). Если карта все-таки заблокировалась - у нас есть инструкция как как самостоятельно разблокировать карту водителя.
- Водитель должен каждый раз перед началом движения транспортного средства устанавливать карту в тахограф (Приказ 36 приложение 3 пункт 9.3)
- Водитель должен каждый раз в конце рабочего дня вынимать карту из тахографа (Приказ 36 приложение 3 пункт 9.3)
- Водитель должен считывать данные с карты не реже, чем раз в 28 дней. Для считывания этих данных вы можете воспользоваться нашей бесплатной программой для считывания данных с тахографа - скачать. Более подробно весь алгоритм изложен в статье: "название статьи".
- За месяц до конца срока годности карты водителя, а лучше еще раньше, водитель должен заказать новую карту для тахографа. В противном случае можно оказаться в ситуации, когда старая карта уже не действует, а новая ещё не готова.
Бережно относитесь к своей карте водителя, не забывайте PIN код и не теряйте конверт с PUK кодом. С уважением, команда "Геороут"
Оригинал статьи: https://georoute.ru/what-is-the-driver-card-for-digital-tachograph