50 лет назад исследователь Walter Mischel придумал элегантный эксперимент. Детям предлагалось совершить выбор: съесть угощение прямо сейчас или же дождаться возвращения экспериментатора и получить двойную награду. Конечно же, таким образом исследовался самоконтроль. А самоконтроль - штука важная, если надо принимать решения. В дальнейшем ученые смогли найти множество корреляций зефирного эксперимента в области политики, экономики, религии, а также разного рода социальных проблем (наркомания, например). Особенно интересно поговорить про зависимости.
Зависимости на бытовом уровне сводятся именно к одному вопросу: что ты выбираешь - побуждение импульса или самоконтроль? Однако, зачастую зефирная дилемма выглядит гораздо более тонко. Давайте проведем короткий мысленный эксперимент. Что вы предпочтете: 25р сейчас или 100р завтра; 25р сейчас или 100р через месяц; 25р сейчас или 100р через год?
Обычный испытуемый всегда находит оптимальное время для ожидания, а вот люди с зависимостью гораздо более импульсивные. Кроме того, не стоит забывать, что порой негативное подкрепление может иметь в разы более сильный эффект, нежели позитивное. Не сложно это проверить. Что вы выберете: прямо сейчас потратить деньги и избавиться от сильной зубной боли или же получить сумму, в 1,5 раза превышающую стоимость лечения, но попасть к стоматологу завтра вечером, чтобы потом оплатить и оставить в кармане 0,5 от исходной суммы? Любое средство изменения психического состояния гарантирует прямое удовольствие сразу, а не возможные опосредованные бонусы в будущем.
Таким образом, в зефирной дилемме кроется ответ на вопрос “почему вы возможно хотите лучшей жизни, но не выбираете её”. Мы, к сожалению, часто распыляемся на сиюминутные хотелки. Порой успокаиваем себя - вот, мол, надо же радоваться жизни, но жизнь почему-то так и не становится качественно лучше... А дело только лишь в том, что из-за распыления нет концентрации ресурсов, которая нужная для качественного скачка на новый уровень существования.
Отдельно я хочу высказаться по поводу критики этого легендарного эксперимента. В любом исследовании, где перед началом испытуемый должен выслушать некоторые правила, есть тонкий момент - то, как испытуемый понял правила. Когда перед вами дошкольник - надо быть сильно уверенным, что он точно понял длинный текст, наполненный некоторыми логическими переключателями вида если-то. Ну или быть уверенным, что детский мозг сможет помнить длинный текст на протяжении хотя бы 5 минут.
На десерт оставляю один старый ролик из Ералаша.