М-102 является весьма интересным проектом, разработка которого началась в конце 1980-х годов. СССР нуждался в новых самолётах авиации общего назначения. Это было связано с тем, что авиапарк на тот момент состоял из устаревших самолётов (1960-70 г.в.) и большинство из них имело существенный износ.
Разработкой занимались специалисты ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Были развернуты проектно-исследовательские работы в рамках общей программы "Конверсия".
М-102 получил обозначение "Дельфин".
Все работы ЭМЗ им. В.М. Мясищева, связанные с гражданской тематикой, в то время получали индекс "100". Большинство проектов (101, 102, 103 и т.д.) так и не были реализованы. М-102 ждала непростая судьба.
Изначально "Дельфин" разрабатывался как легкий административный самолёт. Он был рассчитан на перевозку четырех пассажиров (VIP). Подобных самолётов на тот момент у нас было мало, поэтому интерес к М-102 был повышенный.
Компоновка пассажирского салона представляла собой купе, обеспечивающее комфортные условия в полете.
Отличительной особенностью самолёта являлась его силовая установка. Она состояла из двух турбовинтовых двигателей, расположенных в изолированных обтекателем мотогондолах. Они устанавливались на вертикальные пилоны в районе задней кромки корневой части крыла и являлись толкающими.
Плоскость вращающихся винтов проходила вне зоны герметичного пассажирского салона. Благодаря этой особенности снижался уровень шума внутри самолета. Подобная схема имеет и ряд других преимуществ (удобство обслуживания, высокие аэродинамические характеристики крыла и т.д.).
Из-за отсутствия заказчиков и материальных средств, будущее проекта было неопределенным. "Дельфин" мог так и остаться "на бумагах", если бы не случай.
Ведущий аэродинамик предприятия А.А. Брук в 90-х годах занял должность руководителя проектного комплекса (впоследствии стал заместителем Генерального конструктора по вопросам аэродинамики и общего проектирования). На одном из первых МАКС, Генеральный конструктор В.К. Новиков и зам. Генерального конструктора А.А. Брук встретились со специалистами канадской двигателестроительной фирмы «Пратт & Уитни».
Проект М-102 "Дельфин" вызвал интерес у канадцев. Дело в том, что подходящих отечественных турбовинтовых двигателей на тот момент не было. Зарубежные специалисты предложили сотрудничество, на что конструкторы охотно согласились.
Благодаря этой сделке у проекта появилось будущее. Работы получили мощный толчок. Во время одного из авиасалонов А.А. Брук встретился с индийскими специалистами NAL.
Индийские коллеги разрабатывали легкий самолет, выполненный по подобной схеме, как и М-102 (с толкающими винтами). Он имел название LTA-14 и был рассчитан на перевозку 9-14 пассажиров. Конструкторы обеих стран поняли, что во многих вопросах они имеют общие взгляды. Так началась история совместной разработки российско-индийского самолёта М-102 Дуэт-Sаras.
Работы по совместному проекту длились более 10 лет. Были вовлечены лучшие специалисты. Наши конструкторы работали в Бангладоре, а индийские специалисты приезжали в Жуковский и проходили практику на ЭМЗ им. В. М. Мясищева.
В 2000-е годы у проекта возникли проблемы с финансами. Индийская сторона надеялась найти средства у РФ, а наша сторона пыталась манипулировать наличием долгов Индии и отказалась финансировать проект из своего бюджета. На тот момент требовалось около 30-40 млн долларов.
Тем не менее, сторонам в какой-то момент удалось договориться и уже в 2003 году Дуэт-Sаras совершил свой первый полёт. В 2019 году самолёт участвовал в Aero India 2019, а это значит, что у него есть будущее.
Если вам понравился данный материал, поддержите его пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Оставляйте свое мнение в комментариях ниже :)