В 1930-х гг когда в СССР делали ставку на легкобронированные скоростные БТшки, появилась идея, что крупное вооружение можно поставить не только на тяжелые танки, но и на легкие. Но нужен был совершенно другой подход.. Пробовали даже запихнуть огроменную 203-мм безоткатную динамореактивную пушу Курчевского на БТ-2 (об этом на канале есть статья).
Позже объектом экспериментов стал «БТ-5». Он и так был уже вооружен лучше чем «БТ-2» (45-мм пушка вместо 37-мм). Но хотелось чего то кардинально большего. В 1933-ем году начальник управления моторизации и механизации РККА выдал конструкторам задание по превращению «обычного воина» во «всеуничтожающую махину».
Конкретной целью стало: «создать танк торпедоносец, вооруженный 250-кг торпедами, который использовался бы для разрушения скоплений сопротивления в тылу врага»
250-кг торпеды — попробуйте представить эту мощь
Это были 2 обтекаемых корпуса, стабилизированные в полете 4-мя лопастями в кормовой части и несущие в себе аж 130 кг тротила!!! Такое вооружение делало машину невероятно опасной. Эти торпеды под названием «250-ТТ» предназначались для борьбы с укреплениями, дотами, ж/д развилок и т.д. Хотя вполне себе подразумевалось такой торпедой можно было подорвать и вообще любую бронетехнику, вплоть до самых бронированных образцов.
Но возникало несколько вопросов — например раз на каждый борт башни навешивается дополнительные 400 кг (вес торпедной установки), то как настолько потяжелевшая башня будет вращаться? Насколько вообще реально говорить о точности и дальности огня торпедами? Расчеты тут ничего более-менее точного показать не могли, требовались испытания.
Сначала в 1934-1935-х гг. проверили прочность непосредственно самих торпед — корпус выдержал 95 горящих шашек внутри заряд подобрали оптимальный. Пришло время стрельб на подмосковском полигоне.
На испытания взяли 6 торпед, две из которых для холостого выстрела начинили песком вместо взрывчатки. Выяснилось, что полет всех 6-ти торпед правильный!!! устойчивый!!! А при возвышении торпед на 50-градусный угол при старте дальность полета составляет 1450-1500 метров!!! Все 4 воронки от попадания торпед с тротилом измерили — фугасный разрыв составил 10 метров в диаметре и 4 метра в глубину!!!
Дальнейшие испытания
После стрельб со статичной установки, решили уже испытать стрельбу непосредственно с танка. 19-го июля 1936-го года «РБТ-5» вышел на полигон. Радиаторные решетки на крыше корпуса защитили спец. козырьками от реактивных струй сопел торпед.
Угол возвышения торпед задавался вручную с делением на фазы в 10 градусов. На танке полет торпед также оказался устойчивым и правильным, с разницей в 100 м. в зависимости от угла возвышения. Башня поворачивалась легко и плавно. Казалось бы все идеально? К сожалению не совсем..
Чтобы понять систему прицеливания, требовалось куда больше испытаний. Также были опасения по поводу тяжести перезарядки торпедного оборудования силами экипажа. Для этого разработчики предложили модификацию в виде «зарядного РБТ-5»!!!
Испытания продолжались до зимы 1936-го года. По итогу комиссия составила итоговый перечень недочетов торпедного танка:
- громоздкость конструкции
- снижение суммарных боевых возможностей танка
- малое количество торпед — всего 2 шт
- невозможность перезарядки торпедного вооружения без выхода из танка
- уязвимость разрыва торпед к попаданию пуль
- небольшая начальная скорость полета
В итоге после этого работы остановили, всю документацию по РБТ-5 засекретили и сдали в архив. Торпедные БТ-5 в бою не применялись. В 40-х гг. еще были проекты с ракетным вооружением БТ-шек, но об этом в другой раз...
А что вы думаете про «РБТ-5»? Тут даже на удивление было все крайне успешно с освоением новой технологии, такой точный полет Торпед с танка, да еще и с первого раза — показатель инженерного мастерства и упущенная возможность... Естественно речь не идет что надо было в таком виде сразу запускать танк в серию, но доработать и попробовать применять хоть малыми сериями — вполне.