Найти в Дзене
ТАНКИ

РБТ-5 — быстроходный бт-5 с 250-кг торпедами, какая в нем заключалась мощь?

Оглавление

В 1930-х гг когда в СССР делали ставку на легкобронированные скоростные БТшки, появилась идея, что крупное вооружение можно поставить не только на тяжелые танки, но и на легкие. Но нужен был совершенно другой подход.. Пробовали даже запихнуть огроменную 203-мм безоткатную динамореактивную пушу Курчевского на БТ-2 (об этом на канале есть статья).

РБТ-5
РБТ-5

Позже объектом экспериментов стал «БТ-5». Он и так был уже вооружен лучше чем «БТ-2» (45-мм пушка вместо 37-мм). Но хотелось чего то кардинально большего. В 1933-ем году начальник управления моторизации и механизации РККА выдал конструкторам задание по превращению «обычного воина» во «всеуничтожающую махину».

Конкретной целью стало: «создать танк торпедоносец, вооруженный 250-кг торпедами, который использовался бы для разрушения скоплений сопротивления в тылу врага»
Танк РБТ-5 на огневой позиции
Танк РБТ-5 на огневой позиции

250-кг торпеды — попробуйте представить эту мощь

Это были 2 обтекаемых корпуса, стабилизированные в полете 4-мя лопастями в кормовой части и несущие в себе аж 130 кг тротила!!! Такое вооружение делало машину невероятно опасной. Эти торпеды под названием «250-ТТ» предназначались для борьбы с укреплениями, дотами, ж/д развилок и т.д. Хотя вполне себе подразумевалось такой торпедой можно было подорвать и вообще любую бронетехнику, вплоть до самых бронированных образцов.

Но возникало несколько вопросов — например раз на каждый борт башни навешивается дополнительные 400 кг (вес торпедной установки), то как настолько потяжелевшая башня будет вращаться? Насколько вообще реально говорить о точности и дальности огня торпедами? Расчеты тут ничего более-менее точного показать не могли, требовались испытания.

Полет торпеды
Полет торпеды

Сначала в 1934-1935-х гг. проверили прочность непосредственно самих торпед — корпус выдержал 95 горящих шашек внутри заряд подобрали оптимальный. Пришло время стрельб на подмосковском полигоне.

На испытания взяли 6 торпед, две из которых для холостого выстрела начинили песком вместо взрывчатки. Выяснилось, что полет всех 6-ти торпед правильный!!! устойчивый!!! А при возвышении торпед на 50-градусный угол при старте дальность полета составляет 1450-1500 метров!!! Все 4 воронки от попадания торпед с тротилом измерили — фугасный разрыв составил 10 метров в диаметре и 4 метра в глубину!!!

Воронка от 420-мм торпеды весом 250 кг
Воронка от 420-мм торпеды весом 250 кг

Дальнейшие испытания

После стрельб со статичной установки, решили уже испытать стрельбу непосредственно с танка. 19-го июля 1936-го года «РБТ-5» вышел на полигон. Радиаторные решетки на крыше корпуса защитили спец. козырьками от реактивных струй сопел торпед.

Угол возвышения торпед задавался вручную с делением на фазы в 10 градусов. На танке полет торпед также оказался устойчивым и правильным, с разницей в 100 м. в зависимости от угла возвышения. Башня поворачивалась легко и плавно. Казалось бы все идеально? К сожалению не совсем..

Визуализация стрельбы торпедами
Визуализация стрельбы торпедами

Чтобы понять систему прицеливания, требовалось куда больше испытаний. Также были опасения по поводу тяжести перезарядки торпедного оборудования силами экипажа. Для этого разработчики предложили модификацию в виде «зарядного РБТ-5»!!!

Испытания продолжались до зимы 1936-го года. По итогу комиссия составила итоговый перечень недочетов торпедного танка:

  • громоздкость конструкции
  • снижение суммарных боевых возможностей танка
  • малое количество торпед — всего 2 шт
  • невозможность перезарядки торпедного вооружения без выхода из танка
  • уязвимость разрыва торпед к попаданию пуль
  • небольшая начальная скорость полета

В итоге после этого работы остановили, всю документацию по РБТ-5 засекретили и сдали в архив. Торпедные БТ-5 в бою не применялись. В 40-х гг. еще были проекты с ракетным вооружением БТ-шек, но об этом в другой раз...

Чертеж РБТ-5, виден угол наводки торпед
Чертеж РБТ-5, виден угол наводки торпед

А что вы думаете про «РБТ-5»? Тут даже на удивление было все крайне успешно с освоением новой технологии, такой точный полет Торпед с танка, да еще и с первого раза — показатель инженерного мастерства и упущенная возможность... Естественно речь не идет что надо было в таком виде сразу запускать танк в серию, но доработать и попробовать применять хоть малыми сериями — вполне.