Найти в Дзене
Судострой

На Дальнем Востоке снова поделят рыбные квоты

Постройка траулера проекта СТ-192 на Адмиралтейских верфях / Фото: Судострой
Постройка траулера проекта СТ-192 на Адмиралтейских верфях / Фото: Судострой

Интересную информацию озвучил на прошедшей 19 октября встрече с президентом России Владимиром Путиным руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, рассказывая о ходе реализации программы инвестиционных квот или "квоты под киль". С 2022 года данный механизм планируется расширить.

Стоит напомнить, что запущенная в 2017 году программа "квоты под киль" предусматривает предоставление рыбакам части квот на добычу водных биоресурсов в обмен на постройку объекта инвестиций – промыслового #судна на отечественной верфи или берегового завода. Как известно, зачастую за границей построить рыболовецкое судно дешевле и быстрее, поэтому чтобы "дать фору" отечественным корабелам был законодательно внедрён такой механизм.

При этом нужно понимать, что распределяемые квоты ранее были изъяты у тех же рыбаков, а за квоту на добычу краба, помимо постройки судна в России, нужно ещё и заплатить, предварительно победив на аукционе.

В общем, не все рыбопромышленники восприняли инвестквоты с воодушевлением, чего не скажешь о судостроителях. Корабелы с готовностью взялись за постройку судов, которые на отечественных верфях не создавались уже очень давно. Вполне естественно, возникли сложности с проектной документацией, подготовкой персонала, поставками оборудования, что в конечном итоге приводит несоблюдению сроков сдачи.

Тем не менее, пусть и с запозданием, но заказчики получают свои рыбопромысловые суда, а следом за ними и обещанные квоты. На данный момент уже официально сданы четыре судна. Среди них – два траулера-сейнера проекта SK-3101R (построены на заводе "Янтарь" в Калининграде), малый рыболовный траулер Т30В (завод "Вымпел" в Ярословской области) и траулер-процессор проекта КМТ01 (Выборгский #завод в Ленинградской области).

Строительство рыболовецких судов на Выборгском заводе / Фото: Судострой
Строительство рыболовецких судов на Выборгском заводе / Фото: Судострой

Всего же, как сообщил 19 октября Илья Шестаков, в рамках различных мер господдержки должны быть построены 107 рыболовецких судов и 25 береговых заводов. Всё это позволит обновить мощности в Северном рыбохозяйственном бассейне на 65%, а в Дальневосточном – на 25%. Для выравнивания ситуации и предлагается продолжить программу инвестквот.

"И есть предложение эту программу продолжить с учётом возможностей верфей и с 2022 года выделить ещё дополнительный объём инвестиционных квот непосредственно для дальневосточного бассейна, поскольку там обновление не такое существенное," – сообщил 19 октября Илья Шестаков.

Примечательно, что ранее предложение расширить программу инвестиционных квот в правительство направляла "Русская рыбопромышленная компания" (РРПК), относительно молодой, но амбициозный игрок на рыболовном рынке. Инициатива поддержки у коллег не нашла, и за это и другие предложения по реформированию отрасли компании группы РРПК в сентябре были даже исключены из отраслевой Ассоциации добытчиков минтая.

К слову, сама РРПК ведёт активную программу обновления флота. В рамках инвестквот на Адмиралтейских верфях для группы строятся десять больших морозильных #траулеров проекта СТ-192. Помимо этого, аналогичное судно строится в Турции по проекту ST-192.

Пока что расширение программы инвестквот с 2022 года находится на этапе обсуждения, но если оно будет принято, то дальневосточным судостроителям стоит готовиться к крупным заказам, а рыбакам – к очередному перераспределению квот.