Двадцатое октября, вечер, минус четыре - первый заморозок в этом сезоне, глобальное потепление - не миф. Даже в прошлом году, когда снег зимой пролежал всего четыре дня, и то - не подряд, и самая низкая температура была -12, и то - только один раз ночью, иней на траве появлялся с конца сентября. Предстоящей зимы жду с некоторым опасением - сильный мороз и глубокий снег не люблю, но и наводнение на полгода, как в прошлый раз, не хочется. Выбираться на "большую землю" на лодке, ломая багром наросший за ночь лед - в прошлом году из приключения это превратилось в скучную рутину.
На дороге в деревне мы увязали в грязи так, что теряли сапоги. Казалось, что это никогда не кончится, и земля никогда снова не станет твердой. Вспоминаю, как кошмарный сон. А другу моему нравилось, говорил - ну и хорошо, зато никто не ездит. Он еще больший интроверт, чем я.
Но апрель принес солнечную погоду, лето было сухим, и вода в реке все еще низкая, что внушает надежду.
Будто предчувствуя мороз, днем переселила выросших утят к взрослым, под навес с сухой подстилкой, а цыпкам в передвижном вольерчике сделала насесты; сейчас ходила с фонариком - спят на насестах. Козы выразили желание остаться ночевать в поле - привыкли к свободе, а заморозок их не беспокоит, когда нет ветра и осадков.
Тыквы переехали домой. Даже к лучшему, что другие сорта в этом году не получились - на племя осталась чистопородная волжская серая. Огородный сезон завершен.