Найти тему
Вероника Хлебова

Дети хотят домашних животных, а родители - нет. Что происходит, если родители не говорят о своих чувствах?

Сразу оговорюсь, что эта тема настолько большая, что я даже не планирую рассказать обо всех нюансах. Однако я намереваюсь наметить кое-какие важные штрихи вокруг этой темы, касающихся отношений детей и родителей.

Хорошо, когда и дети, и родители готовы принять домашних животных в семью, готовы вкладывать в них свое душевное тепло, силы и ресурсы.

Но часто, как говорится, что-то "идет не так". Родители не хотят вкладывать свои силы в домашних животных, но не признают этого, и начинают уговаривать детей, почему животные в доме не нужны. Или запрещают желание их завести. Или соглашаются, но потом "мстят" детям, попрекая взятыми обязательствами. Но бывают и еще более сложные случаи.

Расскажу вам две истории, в которых фигурировали домашние питомцы. И это совсем не простые истории, и не только о кошках и собаках. Они затрагивают более глубокие нужды и потребности всех участников отношений.

Одна моя клиентка, будучи ребенком, очень хотела щенка. Но родители ей запрещали заводить животных. Они объясняли это тем, что за щенком нужен уход, а ухаживать некому.

Это девочке многое запрещали. У нее не было ничего своего, и она не могла распоряжаться своими вещами.

Она вообще не могла принимать никаких решений, и только лишь должна была слушаться. Она мечтала о щенке, как о чем-то "своем", что могло принадлежать только ей. Девочка купила-таки щенка на подаренные ей деньги, и принесла его домой. Родители отнесли его в ветеринарную клинику. Под предлогом того, что у щенка обнаружили глистов, они усыпили животное.

Другая клиентка очень любила животных: в семье не хватало теплоты. Только от животных девочка получала столько эмоций, теплоты, привязанности, сколько ей было нужно.

Однажды она, живя на даче, прикормила приблудного кота. Тот приходил за едой, ласкался, и у девочки был друг. Но он стал метить территорию, и это не понравилось бабушке. Она захотела вывезти его подальше, в лес, чтобы кот не нашел дорогу на их дачу.

Девочку попросили приманить его и посадить в сумку. То есть предложили своими руками поймать друга и предать его. Девочка рыдала и просила не увозить кота. Ей объяснили, что она не может распоряжаться, дом не ее, и участок - тоже. Оставить кота нельзя. Девочка смирилась, и приманила животное, которое вскоре увезли в неизвестном направлении.

Что вы чувствуете, читая такие истории? Жалость? Гнев? Одобрение действий взрослых? Занимаете ли вы чью-то сторону? Можете ли осознать символизм этих историй, и что случилось на самом деле?

А случилось вот что: взрослые не признали свою ответственность.Их ответственность заключалась в том, чтобы честно признаться себе, что они не любят животных. Или что у них нет сил ими заниматься.

Их ответственность заключалась в том, чтобы заметить чувства детей, и признать их нужду, их боль, их страдания. И войти с ними в контакт.

Если бы родители первой девочки согласились бы выслушать ее, почему она так хочет щенка, возможно, они позволили бы ей иметь что-то свое, дали бы ей больше прав на свои желания.

Возможно, если бы родители второй девочки признали бы свое нежелание заниматься приходящим котом, ей было бы легче, и она не чувствовала бы себя предателем.

В отношениях, что бы ни случилось, мы сталкиваемся с самими собой: со своими выборами, ценностями, приоритетами. Мы сами выбираем: закрыться в своих ограничениях или выйти из привычной ракушки, посмотрев на свои ценности со стороны.

Отношения существуют для развития, в том числе (а, возможно, в первую очередь), отношения с детьми.

Родительская ответственность, если она признана, освобождает ребенка от того, чтобы он не взял в свою будущую взрослую жизнь тяжелый груз неосознанности и ограничений.

Родительская ответственность освобождает, а нежелание ее признать - ограничивает. Этот груз приходится разгребать спустя годы, зачастую после череды новых собственных ошибок, неизбежных, если ответственность сторон не осознана и не признана.

Подписывайтесь на мой Инстаграм

Художник Елена Маркова