Продолжаем цикл статей, посвященных европейским старинным изразцовым печам, сохранившимся в многочисленных замках, разбросанных по холмам Европы.
Заодно рассказываем немного о самих усадьбах и зданиях, где находятся эти печи.
Следующие изразцовые печи по нашему историческому маршруту расположены в Литве.
Один из замечательный объектов культурно-исторического наследия Литвы — это Вильнюсский Нижний замок, в котором сейчас расположен Музей правителей Великого княжества литовского.
Восстановление замка, наверное, один из самых масштабных проектов по возрождению литовской государственности и воскрешению из небытия множества прекрасных образцов средневекового искусства.
Экспозиция представлена в хронологическом порядке и в ней освещены три основных периода в искусстве — готика, ренессанс, раннее барокко.
При восстановительных и археологических работах были найдены мозаики, керамические и каменные архитектурные элементы и множество старинных печных изразцов, относящихся к периодам правления Сигизмунда Старого (1506 — 1548) и Сигизмунда Августа (1548 — 1572).
Всего при раскопках было найдено более 300 тысяч артефактов. Экспозиция музея освещает периоды с XIII по XVII век, вплоть до вхождения Великого княжества Литовского в Речь Посполитую и утраты ею государственности.
Печные изразцы составляют самую большую группу архитектурной керамики Нижнего замка. Было найдено более двадцати различных видов изразцов с княжескими гербами и аллегорическими изображениями мифологических и библейских персонажей.
Наибольшее число изразцов, найденных на территории Нижнего замка относятся к эпохе Возрождения.
Это изразцы с многоцветной глазурью и сюжетами гравюр известных немецких художников 16 века — Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Ганса Себастьяна Бехама.
В наши дни в Нижнем замке была произведена реконструкция печей XVI века.
Не менее выдающимся образцом искусства начала XX века является архитектурных ансамбль в Вильнюсе — дворец Вилейшиса, построенный в 1906 году по заказу Петраса Вилейшиса архитектором Августом Кляйном.
Петрас Вилейшис (1851 — 1926) — литовский политический деятель, инженер и меценат, просветитель и подвижник возрождения литовской письменности и национальной литовской культуры.
Первоначально архитектором было предложено два проекта дворца — в неоклассическом стиле и в необарокко.
Вилейшис выбрал необарокко по причине соседства будущего замка с католическим костелом Святых Петра и Павла в стиле барокко, по праву считающимся жемчужиной этого стиля.
Дворец был построен Вилейшисом не только для проживания своей семьи, но и для проведения в нем различных культурных мероприятий. Уже с 1907 года во дворце регулярно проводились художественные выставки литовских художников.
После Второй мировой войны здание дворца было передано академии наук Литвы и с 1947 года в нем разместился институт литовского языка и литературы.
Во дворце, имеющим интерьеры в классическом, неоклассическом и барочном стиле сохранилось тринадцать печей, выполненных в этих же стилях.
Особое внимание обращает на себя зеленый камин, выполненный в стиле модного тогда арт-нуво.
Изразцы для печей во дворце произведены финляндским заводом «Або» — Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF), чьи модели мы активно используем в своей работе.
Интересен тот факт, что в гостиной дворца Вилейшиса стоит точно такая же изразцовая печь в стиле барокко, как в реконструированной Усадьбе Всеволожских в Москве.
Продолжение следует...
Смотрите наши предыдущие обзоры по теме:
Немецкие старинные изразцовые печи
Чешские старинные изразцовые печи
Польские старинные изразцовые печи
Австрийские старинные изразцовые печи
_________________________________________________________________________
Подписывайтесь на наш Дзен-канал о мире керамики!
Источник: Мастерская "Русская Майолика"