Найти тему
Музей Оранэлы

Неизвестный костёл Нарвской заставы

На углу улиц Зои Космодемьянской и Севастопольской улицы сегодня унылый сквер. Но после войны здесь еще какое-то время сохранялось деревянное здание Костела Святого Казимира – крупнейшего иноверческого храма Нарвской заставы.

Сквер на месте Костела
Сквер на месте Костела

В конце XIX – начале XX вв. на Путиловском заводе работало множество католиков (читай «поляки»), которые из-за удаленности костела св. Станислава на Торговой ул., большую часть года не имели возможности бывать на богослужениях. Всего в 1913 г. согласно справочнику «Весь Петербург» в городе действовало 7 костёлов.

В августе 1896 г. рабочие обратились к декану Витольду Чечотту с просьбой открыть в Петергофском участке временный молитвенный зал в арендованной квартире, где можно было бы служить литургии и учить детей основам веры. Эта просьба осталась без ответа, и новое ходатайство католиков Нарвской заставы было удовлетворено властями лишь 20 марта 1898 г.

Костел св. Казимира, построенный по проекту П.С. Купинского
Костел св. Казимира, построенный по проекту П.С. Купинского

Деревянное бревенчатое здание этого храма – трехнефная базилика – было построено по проекту известного архитектора Пётра Станиславовича Купинского на средства, собранные рабочими-католиками, близ польской колонии в Волынкиной Деревне (позднее ул. Калинина) за Нарвской заставой, на Ушаковской ул. (ныне ул. Зои Космодемьянской), вблизи Петергофского шоссе. Храм освящен в 1900 г. Он примыкал к зданию богадельни со школой, в которой с октября 1902 г. действовала часовня.

Молебен в храме св. Казимира
Молебен в храме св. Казимира

В 1908 г. при молитвенном доме, который посещало до 10 000 человек, было дозволено учредить самостоятельный приход. В связи с этим здание костёла было расширено и освящено 10 сентября 1908 г. Настоятель храма Андрей Рацевич и викарий Франциск Рутковский читали проповеди на русском и польском языках. Во время войны в 1915 г. настоятелем был назначен Иосиф Скоковский.

В 1910 г. было решено построить каменный костёл еще большего размера, и архитектор Мариан Марианович Перетяткович разработал первый его проект, который, однако, не был реализован. В 1913 г. прихожане вновь просили возвести каменное здание в готическом стиле, но уже по другому проекту, вероятно, арх. Иосифа Владимировича Падлевского. Однако этот замысел из-за начавшейся войны тоже не был воплощен.

Приход костела св. Казимира (всего было около 10 тыс.)
Приход костела св. Казимира (всего было около 10 тыс.)

Кроме приюта и богадельни при костеле работали мужская прогимназия и женская гимназия. Удивительно, что костел, настоятелем которого с 1916 г. был ксендз Владислав Чегис, продолжал действовать в советское время. Был закрыт только в 1938 г. Его здание полностью разобрали в 1956 г.

Драматична судьба еще одного из настоятелей костела св. Казимира. Павел Хомич (настоятель в 1923-1927 гг.) – был арестован в 1920-е годы, после освобождения в 1939 году прибыл в Ленинград, где не осталось ни одного католического священника. Он проводил тайные службы, в том числе во время блокады города, для немногочисленной католической общины, меняя места и время служб. Летом 1942 года его арестовали и расстреляли за нарушение паспортного режима.

Задворки костела св. Казимира.
Задворки костела св. Казимира.

Основной объем храма был вытянут вдоль улицы, к которой он стоял боком. Таким образом костел находился в странном положении. Вход в него был с востока, а алтарь находился на западе. Это наиболее худший по всем канонам вариант ориентации храма. Возможно, это было связано с ограничениями, вызванными положением участка (вход с западной части был невозможен). В то же время молиться полякам в сторону своей родины или Рима было по-своему логично.

Интересно, что уже у снесенного костела сохраняется адрес - ул. Зои Космодемьянской, 18! Пустой сквер стоит между домами 16 и 20!