На углу улиц Зои Космодемьянской и Севастопольской улицы сегодня унылый сквер. Но после войны здесь еще какое-то время сохранялось деревянное здание Костела Святого Казимира – крупнейшего иноверческого храма Нарвской заставы.
В конце XIX – начале XX вв. на Путиловском заводе работало множество католиков (читай «поляки»), которые из-за удаленности костела св. Станислава на Торговой ул., большую часть года не имели возможности бывать на богослужениях. Всего в 1913 г. согласно справочнику «Весь Петербург» в городе действовало 7 костёлов.
В августе 1896 г. рабочие обратились к декану Витольду Чечотту с просьбой открыть в Петергофском участке временный молитвенный зал в арендованной квартире, где можно было бы служить литургии и учить детей основам веры. Эта просьба осталась без ответа, и новое ходатайство католиков Нарвской заставы было удовлетворено властями лишь 20 марта 1898 г.
Деревянное бревенчатое здание этого храма – трехнефная базилика – было построено по проекту известного архитектора Пётра Станиславовича Купинского на средства, собранные рабочими-католиками, близ польской колонии в Волынкиной Деревне (позднее ул. Калинина) за Нарвской заставой, на Ушаковской ул. (ныне ул. Зои Космодемьянской), вблизи Петергофского шоссе. Храм освящен в 1900 г. Он примыкал к зданию богадельни со школой, в которой с октября 1902 г. действовала часовня.
В 1908 г. при молитвенном доме, который посещало до 10 000 человек, было дозволено учредить самостоятельный приход. В связи с этим здание костёла было расширено и освящено 10 сентября 1908 г. Настоятель храма Андрей Рацевич и викарий Франциск Рутковский читали проповеди на русском и польском языках. Во время войны в 1915 г. настоятелем был назначен Иосиф Скоковский.
В 1910 г. было решено построить каменный костёл еще большего размера, и архитектор Мариан Марианович Перетяткович разработал первый его проект, который, однако, не был реализован. В 1913 г. прихожане вновь просили возвести каменное здание в готическом стиле, но уже по другому проекту, вероятно, арх. Иосифа Владимировича Падлевского. Однако этот замысел из-за начавшейся войны тоже не был воплощен.
Кроме приюта и богадельни при костеле работали мужская прогимназия и женская гимназия. Удивительно, что костел, настоятелем которого с 1916 г. был ксендз Владислав Чегис, продолжал действовать в советское время. Был закрыт только в 1938 г. Его здание полностью разобрали в 1956 г.
Драматична судьба еще одного из настоятелей костела св. Казимира. Павел Хомич (настоятель в 1923-1927 гг.) – был арестован в 1920-е годы, после освобождения в 1939 году прибыл в Ленинград, где не осталось ни одного католического священника. Он проводил тайные службы, в том числе во время блокады города, для немногочисленной католической общины, меняя места и время служб. Летом 1942 года его арестовали и расстреляли за нарушение паспортного режима.
Основной объем храма был вытянут вдоль улицы, к которой он стоял боком. Таким образом костел находился в странном положении. Вход в него был с востока, а алтарь находился на западе. Это наиболее худший по всем канонам вариант ориентации храма. Возможно, это было связано с ограничениями, вызванными положением участка (вход с западной части был невозможен). В то же время молиться полякам в сторону своей родины или Рима было по-своему логично.
Интересно, что уже у снесенного костела сохраняется адрес - ул. Зои Космодемьянской, 18! Пустой сквер стоит между домами 16 и 20!