Самый редкий архитектурный стиль для Москвы – это елизаветинское барокко: так уж случилось, что живым музеем этого стиля стала северная столица с её Зимним дворцом, Петергофом и Смольным монастырём – творениями Бартоломео Растрелли. В Москве есть всего одно здание в этом стиле – это здание усадьбы Апраксиных-Трубецких на Покровке 22. В народе его называют «комодом».
Усадьба была построена в 1766 году по проекту неизвестного архитектора (кто-то утверждает, что автором был как раз Бартоломео Растрелли — самый известный архитектор елизаветинского барокко, в другие вменяют проект здания Дмитрию Ухтомскому).
Первым владельцем усадьбы был генерал С. Апраксин, а в 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. В те времена барокко медленно, но верно выходило из моды. Усадьба казалась высшему свету Москвы слишком громоздкой, и за это её прозвали «комодом» – так, кстати, называли её даже сами Трубецкие.
Есть легенда, что на самом деле Елизавета подарила дворец своему тайному мужу, графу Разумовскому. Обвенчались они совсем рядом — в церкви Воскресения Словущего в Барашах, на которой даже можно отыскать тайный знак их венчания.
По этой же легенде, после смерти Елизаветы Разумовский некоторое время жил в доме-комоде, и только потом его владельцем действительно стал Апраксин. В этом же доме Разумовский в присутствии графа Воронцова публично отрёкся от брака с императрицей и сжёг бумаги, которые могли указать на их связь.
В середине XIX-го века усадьба стала доходным домом, а с 1861 года в этом здании находилась IV Московская мужская гимназия. После революции «комод», как и многие исторические здания, поделили на ящики – коммунальные квартиры: в одной комнате могли жить 10 и даже 20 человек! Сегодня в усадьбе Апраксиных-Трубецких обосновались ВНИИ Геофизика и Российский фонд милосердия и здоровья.