"Дом кагала в Люблине был битком набит". С этого предложения в романе Исаака Башевиса-Зингера "Раб" начинается описание удивительного места, благодаря которому польские евреи 17 в. могли решать все проблемы и налаживать денежный и товарный оборот. Позвольте мне привести большой отрывок из книги, который все показывает и все расставляет на свои места.
Нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер. Роман "Раб"
"Дом кагала в Люблине был битком набит. Несмотря на то, что на сей раз здесь собрался не "совет четырех земель", а лишь комитет польского королевства, все комнаты были заняты. Здесь кишело соломенными вдовами, добивающимися разрешение на замужество, женами, удравшими от насильников-казаков или татар..., вдовами, деверья которых не давали им халицы (т.е. права не выходить замуж за брата покойного мужа - ред.), а также мужчинами, ищущими раввинов, которые узаконили бы их брак. Здесь искали жениха для дочери, свидетелей для получения наследства, компаньонов для арендной сделки и много другое - что кому придет в голову.
Дом кагала в Люблине был местом встречи, местом всевозможных сделок. Сюда купцы привозили образцы своих товаров, здесь ювелиры демонстрировали свое искусство выделки золота и шлифовки дорогих камней, сочинители собирали предварительных подписчиков на свои книги, встречались с наборщиками и торговцами бумагой. Ростовщики находили здесь тех, кому нужны деньги для дела или для постройки дома. Евреи при помещиках привозили сюда разные диковины, которые их господа желали продать или заложить. Один такой еврей предлагал ручку из слоновой кости, украшенную рубинами, другой ... искал покупателя на дубовый лес...
Гонения и погромы не могли вырвать торговлю из еврейских рук. ... Еврейские купцы получали из Пруссии, Богемии, Австрии, Италии шелк, бархат, драгоценные украшения, вина, кофе, пряности и вывозили соль, растительное масло, лен, кожу, яйца, мед, хлебные злаки. Ни помещик, ни крестьянин не занималось деловыми операциями.
Польские цехи пользовались целым рядом привилегий, но были не в состоянии конкурировать с еврейскими ремесленниками, которые все делали дешевле и часто гораздо лучше.
Помещики держали при себе еврейских кустарей. Король запретил, было, держать евреям аптеки, но к нееврейским аптекарям народ не имел доверия. Еврейских врачей привозили даже из-за границы. Священники, главным образом, иезуиты, вели борьбу против евреев с амвона, сочиняли на них пасквили, добивались в сейме и у воевод, чтобы отобрали у евреев права, но когда кто-нибудь заболевал, он посылал за врачом-евреем..."
Постскриптум
По моему, Башевис-Зингер, и сам бывший евреем и половину жизни проживший среди евреев в Польше, изложил все предельно ясно. Но почему у евреев всегда все получается? Неужели они превосходят всех умом и природной смекалкой? Дело, конечно, не в этом.
Преимуществами евреев был высокий уровень образования (пусть даже и религиозного), честность в делах, ибо обманывать друг друга у них считалось грехом, и сплоченность на фоне глубокой неприязни, которую испытывала к ним христианская Европа.
Читайте книги Исаака Башевиса-Зингера, а также статьи на канале ИстПросвет