Как я и обещал ранее, в этой статье я постараюсь изложить все возможные описания, версии и догадки о последнем воздушном бое моего деда.
Но однозначного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, вы здесь не найдете. И я предлагаю вам самим попробовать решить, как же было на самом деле.
Теперь всё по порядку...
В начале 2000-х годов из Справки ЦВМА о Филиппове С.Д. я узнал, что:
29 октября 1942 г. (он был) сбит в воздушном бою в районе высоты 310 восточнее Мурманска.
А в письме (1942 г.) замполита эскадрильи моей бабушке было написано:
"Он погиб в неравной схватке с врагом 2 против 5 в воздушном бою. Погиб примерно в 15:00. С парашютом он не выбросился, а упал вместе с самолетом. Тело его сгорело полностью. Спасти тело не удалось, так-как было далеко и к моменту прихода к месту гибели уже все погорело."
Этого оказалось достаточно, чтобы в рассказе "Платочек", который я написал в октябре 2004 года, сделать коротенькое описание боя:
Воспоминания прервал вой сирены. Тревога!
Две девятки Юнкерсов прорывались к Мурманску. И Мессера… Шесть или восемь?
…В какой-то момент боя Сергей понял, что Юнкерсы уходят, и их будут добивать другие, а он с ведомым Николаем остается здесь - против пяти Мессеров. В наушниках раздался голос Николая: "Командир, Мессер на хвосте! Я прикрою!" В следующее мгновенье Сергей уже не думал, что надо сделать - он и самолет слились в единое целое, и делали то – что надо. Двое против пяти… Вот один из Мессеров как бы ткнулся в невидимую преграду, и кувыркаясь стал падать. "Молодец, Николай!" успел подумать Сергей, и тут же что-то ударило в грудь, истребитель тряхнуло, глаза стала застилать красная пелена, руки и ноги налились свинцовой тяжестью и придавили к креслу. Капот любимого "Лажка" лизнуло пламя. "Все-таки зацепили!" Сергей не видел, как еще один фриц, дымя двигателем и заваливаясь на правое крыло, вышел из боя. Он в какие-то доли секунды понял, что не сможет, да и просто не успеет выпрыгнуть.
Еще последний бой своего деда я попробовал как бы воссоздать в видеоролике "29.Х.1942", сделанном мной в конце 2005 года.
Сами понимаете, что, и рассказ "Платочек", и видеоролик "29.Х.1942", несут, скорее, художественную и эмоциональную нагрузку, чем какие-то конкретные факты.
Потом, в дальнейшем, у меня появились выписки из некоторых документов, и описание воздушного боя, сделанное историком А. Мардановым:
Выписка из "Акта расследования причин лётных боевых потерь в частях ВВС ВМФ".
При отражении налета в период 14:10 - 14:56 5 ЛаГГ-3 255-го ИАП в районе юго-восточнее АЭ Ваенга на Н=5000 м в течение 15-20 минут вели воздушной бой с 5 Ме-109. Во время боя противник оттянул наши самолеты в район выс. 310,0 где высота боя снизилась до 1200-1500 м. При попытке выйти из боя глубокой спиралью до бреющего полета пара - старшина Филиппов и его ведомый лейтенант Самарков, были атакованы 5 Ме-109. В результате ЛаГГ-3 старшины С.Д. Филиппова был сбит, а летчик погиб. Причина потери: летчик неправильно произвел выход из боя - глубокой спиралью.
Выписка из оперативной сводки штаба ВВС СФ 302 от 29.10.42 г.
5 Ме-109Ф внезапно атаковали 5 ЛаГГ-3, которые патрулировали между аэродромом Ваенга и базами флота. С первой атаки был подбит самолет ведущего, который вышел из боя. Оставшиеся 4 ЛаГГ-3 приняли воздушный бой в результате, которого с боевого задания не вернулся летчик Филиппов.
Описание боя 29.10.1942 г., сделанное историком А. Мардановым.
В это же время в районе флотских аэродромов Ваенга-1 и 2 на высоте 5000 метров находились 5 ЛаГГ-3 255-го ИАП ВВС СФ, ведущим был командир эскадрильи капитан Севрюков. В 14:30 летчики заметили на удалении 1000-1500 метров и ниже на 800-900 метров группу 5 Ме-109Ф. Командир эскадрильи довернул влево и пошел на сближение с противником, но в этот момент неожиданно "Лагги" были атакованы еще одной группой 3-4 Ме-109Ф, которая оставалась незамеченной. Уходя из-под атаки, пятерка "Лаггов" распалась. ЛаГГ-3 капитана Севрюкова получил попадание в маслобак и летчик вышел из боя. Одна пара, ведущим которой был заместитель командира эскадрильи старшина Филиппов, ведомым лейтенант Самарков, осталась на высоте и продолжила вести бой с пятью Ме-109Ф 8-го отряда юго-восточнее аэродрома Ваенга-1. Постепенно высота снизилась до 1500-1200 метров, и через 15-20 минут неравного воздушного боя пара "Лаггов" глубокой спиралью стала выходить из боя. Этот тактический прием практиковался как советскими летчиками, так и немецкими. Но "Мессершмитты" не отставали и вскоре был сбит ЛаГГ-3 №19 старшины Филиппова, летчик, к сожалению, погиб.
Можно заметить, что хоть и написано здесь всё вроде одинаково, но расхождения в подробностях довольно существенные.
Одинаково только то, что пять самолетов ЛаГГ-3 были атакованы Мессершмиттами, и, в результате начавшегося воздушного боя, погиб летчик Филиппов С.Д.
Остальное - неоднозначно, и есть вопросы...
Бой вели вчетвером (впятером), и уже потом пара Филиппов-Самарков стала выходить из боя, как можно понять из Акта? Но тогда почему нет ни слова об остальных участниках боя? Или, всё таки, после того, как самолет ведущего был подбит, группа распалась, и мой дед остался вести бой в паре со своим ведомым, как написано у А. Марданова?
Как предположение, еще одна пара могла или уйти вместе с подбитым ведущим группы капитаном Севрюковым для его защиты, или продолжила бой с другой группой истребителей противника.
Сколько немецких самолетов участвовало в бою? Пять, как указано в документах, или больше, как считает А. Марданов. Или их было две группы вначале, как пишет А. Марданов, а потом, когда группа ЛаГГ-3 распалась, пять Мессеров остались добивать пару ЛаГГ-3 Филиппова и Самаркова?
Выход из боя глубокой спиралью пары Филиппов-Самарков был все-таки ошибочным, или оправданным? Вполне возможно, что если решили в Акте написать, что ошибся Филиппов, то тогда можно было и не указывать на остальные просчеты в организации и ведении боя (как предположение - на развал группы после выхода из боя ведущего).
Но это еще не всё...
Самые интересные вопросы, я считаю, появились после обнаружения места падения самолета ЛаГГ-3 моего деда.
И, если опустить все рассуждения на эту тему (которые изложены в книге "Мой дед"), то можно акцентировать внимание на двух следующих моментах:
- перед самым ударом о землю, скорость самолета были небольшой;
- положение педалей и ручек секторов управления двигателем и шагом винта указывают на то, что самолет, скорее всего, летел ровно, на малом газу (или с выключенным двигателем) и с максимальным шагом винта;
Отсюда можно предположить, что Филиппов С.Д. не был сбит в прямом смысле этого слова, и его самолет не упал камнем вниз. Он сажал самолет осознано, и, вероятно, из-за проблем с двигателем (иначе зачем убирать газ и фактически флюгировать винт?). Скорее всего, он тянул к расположенному неподалеку болоту, находящемуся по курсу между местом боя и аэродромом. Но, то ли зацепил деревья, то ли потерял сознание (если был ранен)...
Ну и последнее...
По имеющимся у меня данным, мотор М-105ПА № 225-176 (остатки которого нашли на месте падения) был установлен на самолет № 31212719 в октябре 1942 года. И почти сразу в журналах появились записи об отказах этого мотора в воздухе. Причем это было дважды – сначала 16-го, а потом 27-го октября…
Я написал всё, что есть. И у меня есть своя версия событий. В чём-то я уверен больше, а в чём-то меньше. Но как было на самом деле - мы не узнаем никогда...