Найти в Дзене
СВОЛО

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова.

Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин «новый импрессионизм» по отношению к художникам, воспевающим безоглядную радость жизни. Мало того, я предложил такие произведения не ценить высоко. Хуже того – перевоспитать себя, если они непроизвольно нравятся. То есть из просто зрителя стать миниискусствоведом. – Поднялся шквал возражений (и лайков Дугаржапову, наверно, и роста числа подписчиков, моих единомышленников, можно думать, то есть не ценящих Дугаржапова высоко).

Два из них отослали меня к минимализму самого Дугаржапова и к, кажется, минимализму Петра Безрукова. Первое – как поддержка Дугаржапова, второе – в порядке критики его.

Посмотрим сперва на репродукции поддержки.

Дугаржапов. Вечерняя тишина.
Дугаржапов. Вечерняя тишина.
Дугаржапов. Ночная Сена
Дугаржапов. Ночная Сена
Дугаржапов. Коровинский спуск.
Дугаржапов. Коровинский спуск.

Натуроподобие радостных пейзажей имеет инерцию и тут – в названиях. И сыграло, боюсь, злую шутку.

Поясню.

Что этим минимализмом Дугаржапов выражает ожидаемое от минимализма бегство от плохой-преплохой действительности в малочувствие, в какой-то пробуддизм, как-то не веришь при параллельной такой безоблачной радости, как в «импрессионистских» его картинах.

Почему?

Потому что идеал – штука инерционная. Нельзя прыгать от выражения малочувствия к ребячей радости от всего и обратно (как это предполагаешь из-за принципиального, наверно, отсутствия у художника дат). Нельзя, если предполагать автора человеком глубоким. Но можно, если он не глубок. Если он держит нос по ветру, чует, что будет продаваться.

При запросе в поисковике слова «минимализм» первым в списке значится сайт «Минимализм как стиль жизни». В его описании значится: «Минимализм в интерьере квартиры и дома, одежде и в жизни». Третий сайт называется «Искусство быть простым: минимализм как стиль жизни». Шестой – «Минимализм как стиль жизни: легко прощаемся с лишними вещами в доме». И так далее. При запросе: «Дугаржапов Коровинский спуск», - на первом же сайте можно увидеть такое:

-4

Ну действительно красиво. Но. Он тут дизайнер, а не художник.

А самоценности цвета, - чего можно ждать из-за мысли, что радость жизни, как внеисторическое качество, проникает абсолютно в любое историческое искусство – в прикладное (о знаемом) и в неприкладное (о незнаемом, о результате подсознательного идеала), - у минималистского Дугаржапова как раз и мало.

Даже в иконах – она есть: золотое небо (в средневековье не было изображаемо голубое небо). Или вот – прелесть багряного цвета.

“Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.).
“Чудо Георгия о змие” (конец XIV в.).

Или вот минималист – Хосе Бассо.

Бассо. Кейко Мацуи - Когда я закрываю глаза.
Бассо. Кейко Мацуи - Когда я закрываю глаза.

Кэйко Мацуи – японская пианистка и композитор, исполняющая музыку в стиле нью-эйдж (Нью-эйдж {англ. new age, дословно «новая эра»} — жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием или, наоборот, с поднимающими настроение мелодиями).

У красок Бассо такая красота и сила, что я сомневаюсь, что и тут выражен пробуддизм.

Но ЧТО-ТО, словами невыразимое, тут, кажется, выражено, а не просто красяво.

Может, гимн Эре Потребления и Удовольствий? И никакое не бегство из плохой-преплохой действительности в малочувствие.

Тогда это не может быть подсознательным идеалом. Потому что все подсознательные взаимопревращаются друг в друга, исторически изменяясь по кругу через полюса (коллективизм и индивидуализм) в одном и том же порядке (за редким исключением). Потому что взаимопревращения происходят обязательно от разочарования в предыдущем, связанном с действительностью. И в тот замкнутый круг не втиснуться чему-то из уже бывших в истории типов идеалов: Личной пользы (низкое, например, Раннее Возрождение), Гармонии низкого и высокого (например, Высокое Возрождение), Трагического героизма (терпящего поражение высокого, например, Позднее Возрождение), Соединения несоединимого (низкого и высокого, например, Барокко). Ну и два инерционных вылета вон из круга на полюсах: идеал Сверхбудущего, благого для всех (например, Маньеризм) и идеал иномрия (например, в веках повторяющееся ницшеанство индивидуума, активное {у сверхчеловека} или пассивное {у пробуддиcта}).

Радости от ницшеанства – с принципиально недостижимым идеалом – только в умении дать его образ.

Пробуддизм – наиболее вероятный тип идеала у Бассо. Но очень уж много радости у него.

Тут идеал осознаваем. Осознаваемые, все, вне круга тех, которые рождаются подсознательными.

Всё это выглядит каким-то чревовещанием и предложением поверить на слово. Но на самом деле за моими словами практика десятилетий подтверждения этой схемы. Практика, которую любой любопытный может проверить, ибо всё – опубликовано в интернете.

Причём ориентируюсь я не на стили (материальное, КАК), а на идеостили (ЗАЧЕМ ТАК). И тогда одним и тем же идеостилем, например, выражающим победу размашистого человека, для меня являются, казалось бы, противоположные по стилю вещи: мол-импрессионизм и мол-реализм.

Безруков. По-моему, это Коктебель.
Безруков. По-моему, это Коктебель.
Энгр. Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832. Фрагмент.
Энгр. Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832. Фрагмент.

Безруков мне был выдвинут как хороший импрессионист против плохого импрессиониста Дугаржапова.

Безруков. По-моему, это хутор в степи.
Безруков. По-моему, это хутор в степи.
Безруков. Наверно, там же, где степь и Коктебель.
Безруков. Наверно, там же, где степь и Коктебель.
Безруков. По-моему, Ялта.
Безруков. По-моему, Ялта.

Является ли для меня победа размашистого человека подсознательным идеалом? А без «да» я не смогу назвать Безрукова (да и Энгра!) создающим художественные произведения. Они станут для меня создателями всего лишь эстетически ценных произведений.

Нет. Это идеал осознаваемый. То есть и Энгр, и Безруков – творцы произведений прикладного искусства, приложенного – здесь – к задаче усиления переживания победителя в жизни.

А Дугаржапов, по-моему, в «импрессионистском» стиле – художник внеисторического воспевания радости жизни, возможно тоже заданной сознанием, а в «минималистском» стиле – прикладник, чем-то близкий к сочинителям колыбельных песен.

Прошу извинения у тех, кого я обидел, не сказав об их любимцах слов наивысшего одобрения.

20 октября 2020 г.