Давайте с вам вспомним, за что мы любим Serious Sam? За дикий, без башенный экшен, кучу оружия, чёрный юмор и брутального главного героя. Сейчас подобных игр очень не хватает, а современные шутеры зачастую сводятся к перестрелкам из-за укрытия с короткими перебежками. А ведь так хочется просто взять в руки огромную пушку и пойти напролом против орды монстров.
В сентябре этого года, без каких либо ранних анонсов, ребята из Croteam выкатили нам новую часть Серьёзного Сэма. И те чувства, которые люди испытали после попытки поиграть - нельзя передать словами. Они настолько противоречивые, что хочется кричать.
Десять лет трудов - где вы?
Давайте начнём с элементарного - техническая часть. Что вообще они сделали с игрой? Даже гуляя по простейшей локации, можно почувствовать, насколько халтурно всё слеплено. Как будто каждая модель держится на соплях и честном слове. Чёрные дыры вместо дверей? Пожалуйста. Летающие объекты - да мы всегда рады. Кривая анимация? Заверните две. Многочисленные проходы за края локаций? Обижаете. Хорошая оптимизация? Не, о таком мы не слышали.
Но это ещё не настолько абсурдно. У ребят из Croteam есть некий фетиш - гигантизм. Они любят большие, просторные локации. В 2001 году, когда вышла первая часть - это было по настоящему круто, ведь в то время мы привыкли к коридоным шутерам. Но сейчас эта тяга разработчиков достигла своего пика.
Локация "Поля Франции" - самая большая локация в игре. Если примерно, то область, по которой вы можете свободно передвигаться - 15000 метров. Она окружена непроходимыми скалами, но если включить читы, то... кхм. Знаете, сколько метров можно бежать в одну сторону до границы локации? СЕМЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ МЕТРОВ абсолютного ничего. Зачем? Зачем они это сделали? Для кого эти просторы, если по ним даже без читов пройти нельзя. А если и можно было, то что? Serious Sam 4 лёгким движением руки превращался бы в симулятор ходьбы? О чём они вообще думали?
Можно подумать, что разработчики будут править всё частыми патчами. Ну да, они этим занимаются. Недавно вот выпустили обновление, которое анимирует спидометр на мотоцикле. Очень полезно, скажу я вам.
Есть ещё одна проблема. Все мы знаем секретные локации в первых частях, с оружием или пасхалками. В четвертой части они тоже присутствуют, но их очень мало. А вот локаций, которые выглядят как секретные - вагон и маленькая тележка. В одном доме например, есть лестница, которая ведёт в комнату метр на полтора. И для чего она нужна? Это программа жилья для молодой семьи?
Кстати, перед выходом игры нам показали один красочный трейлер, с просторным полем и огромным количеством юнитов на нём. Разработчики обещали нам совершенно новую систему "Легион", которая позволит сражаться с тысячью и более противниками за раз на одной локации. Звучит круто, да? Вот только есть проблема - эта система работает только на одном уровне, и то по скрипту.
А что касается багов, тупости сюжета (хотя на это вообще не стоит обращаться внимания), поганой графики - тут и говорить особо не хочется.
Неужели Serious Sam 4 настолько плох?
Нет. Знаете, в какой момент весь позор четвёртой части уходит на второй план? Когда начинается геймплей. Он тут прекрасен, это то, чего так нам не хватает.
Но хочу заметить очень важную вещь - такие игры, как Serious Sam, далеко не "тупые шутеры", как думают многие. За этим идите в современные fps, которые сейчас штампуют, как на конвейере. Тут нужно работать головой и иметь отменную реакцию, а не отсиживаться в укрытии или стрелять в тупых болванчиков с винтовками.
Во время замеса вас атакуют противники разных видов, к которым нужен свой подход.
Справа бежит толпа камикадзе - забираем их с пулёмета, резко выхватываем двухстволку, стреляем в быка, отпрыгиваем вбок, добиваем быка. Двигаемся влево, уворачиваясь и отстреливая скелетов, замечаем арахноида, прячемся в укрытие, ждём. Хватаем ракетницу, пускаем в него смертельный залп. Дальше действуем по ситуации в таком же стиле и темпе.
С этим разработчики справились очень хорошо, ведь многолетний опыт просто не позволяет им сделать иначе. Правда видно, что некоторые аспекты игры они явно ввели под давлением нынешней моды. Например прокачка - она практически бесполезна. Например, можно прокачать умение, которое позволит вам оседлать крупного противника. Да, прикольно, но первые секунд 15-20. А вот обвесы на оружие выглядят довольно неплохо и в некоторых случая крайне полезны.
Вывод
В Serious Sam 4 всё, кроме геймплея - ужасно. Иногда ужасно настолько, что даже смешно. Но она не потеряла главного - своего стиля, ураганного экшена и веселья. Я очень надеюсь, что игру доделают, хотя с такими патчами - процесс будет очень долгий.