Найти тему

Мифы о советской и российской школе

Оглавление

Попробуем разобраться в главных мифах о школе разных времён – о ЕГЭ, советской школе и гимназическом образовании.

Как создаются мифы

Мифотворчество – особый процесс, когда самые распространённые идеи превращаются в мифы, живущие долгие годы. Основная причина их появления и распространения – отсутствие понимания, что происходит в сфере образования. Кроме того, мифы и прогнозы часто используют СМИ, ведь медиа-повестка из утопических и антиутопических новостей, приправленная картинами грядущего апокалипсиса, интересует читателей намного больше рутинных историй. То же самое с прогнозами: прогноз о том, что в ближайшие годы нас ждёт существующая тенденция с незначительными вариациями – не прогноз даже, а вот предсказания катастрофы – настоящий шок-контент, который процитируют все СМИ.

Миф о гимназическом образовании XIX века

Суть мифа: гимназии прошлых столетий – недостижимый эталон в мире образования, к которому все должны стремиться

Считается, что в гимназиях учили настолько хорошо, что гимназическое образование не потеряло своей актуальности и сегодня. Следы гимназий прослеживаются и сейчас: к примеру, переиздаются гимназические учебники, а изучение нескольких языков автоматически добавляет баллы учебному заведению.

Как на самом деле: гимназическое образование XIX века полно легенд о престижных альма-матер – Царскосельский лицей, Смольный институт, Пажеский корпус. Образование того времени было элитарным – учиться здесь могли себе позволить даже не все дворяне, а подготовка специалистов была буквально штучной. Особый акцент в гимназиях делался на гуманитарных науках, но такие заведения не подходили для изучения естественных и технических дисциплин. Да и зачисляли не всех — поступающие должны были отвечать суровым требованиям: уметь читать, писать, считать и знать основные молитвы. В итоге образование здесь было действительно сильным, гимназии формировали качественный человеческий капитал, но не отвечали запросам времени: промышленный подъём требовал больше образованных людей. В результате гимназию вытеснила массовая школа образца XX века.

Советское образование лучшее в мире?

Суть мифа ясна – идеальная школа была в советское время.

Аргументы сторонников этой идеи – полёт Гагарина, развитие атомной промышленности и востребованность наших специалистов за границей.

На самом деле: для объективной оценки качества советских школ нужна статистика, но Советский Союз не публиковал таких данных. Есть количественные данные, но они не отображают уровень обучения. В результате качество образования в СССР нельзя сравнить с образованием в других странах. Поэтому о школе времён СССР можно больше гадать – настоящий простор для возникновения мифов. Николай Кульбака, кандидат экономических наук, считает, что школа соответствовала требованиям времени и достаточно хорошо готовила учеников к вузам. Но в 1980-х проблемы с подготовкой выпускников всё-таки были – среднестатистический абитуриент имел слабую подготовку при поступлении в университет. В результате ещё тогда возник разрыв знаний между школой и вузом.

ЕГЭ уничтожило систему образования

Суть: тесты лишают детей мыслительной деятельности, им нужно лишь автоматически выбрать правильный ответ.

В доказательства приводятся глупые вопросы из ЕГЭ или сравниваются задания с контрольными 1980-х годов. Сценарий будущего – полная деградация образования и вырождение культуры.

На самом деле: цель ЕГЭ – унификация системы приёма во все вузы страны. Тестирование действительно никак не решило проблему разрыва знаний между школой и вузами, но вскрыло реальное состояние образования в стране. Но есть и положительная динамика – в лучшие университеты страны смогли поступить одарённые абитуриенты из провинции. Ошибкой было поручать проводить ЕГЭ школам, что сделали с целью сэкономить. За рубежом такие тестирования проводятся в специальных независимых центрах: это снимает со школ огромный груз ответственности. В России по результатам ЕГЭ стали оцениваться сами школы, администрация стала давить на учителей, а процесс обучения превратился в натаскивание к экзамену.

Автор статьи «Школа просто отстаёт» приходит к выводу:

«Идеальных систем образования не существует. А если учесть, что школьное образование влияет на общество с запаздыванием лет на 15-20, то мы сейчас пожинаем ошибки, сделанные в начале 1990-х. Наши же просчеты станут очевидными к середине XXI столетия».

Возможно, сейчас то самое время, когда некоторые мифы останутся в прошлом. Ведь перед образованием появляется всё больше новых задач – уйти от массового тиражирования одних и тех же знаний, сделать образовательную программу гибкой, готовить новаторов и творцов. Государственные стандарты должны уйти в прошлое, а на смену им должны прийти адаптивные программы, способные выдержать конкуренцию.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Дурная компания: как сильно влияет окружение ребенка на его дальнейшее образование?

10 известных личностей, которые учились на двойки и тройки

Как учиться на платном, если у родителей нет денег