Для стороннего наблюдателя история Церкви – это прежде всего история расколов. С течением времени она все больше раздавалась вширь, одновременно разваливаясь на куски. Центробежные силы в Церкви были заметно больше центростремительных: двигаясь сквозь историю, она постоянно взрывалась и дробилась на части, как горячие ядра у молодых звезд.
Одна из первых больших трещин, появившихся в ее фундаменте, возникла в начале III века и была связана с соперничеством двух пап: Каллиста и Ипполита.
На протяжении первых двух столетий христианства дисциплина в Церкви постепенно падала. Суровый ригоризм первой прозелитской Церкви со временем смягчался в сторону все большей терпимости и свободы. В Риме строгие и требовательные папы Элефевр и Виктор сменились умеренным Зефирином, а потом и совсем мягким Каллистом. Каллист был настолько снисходителен и либерален, что возмутившаяся часть римских верующих в противовес ему выбрала другого папу – св. Ипполита.
Ипполит постоянно клеймил и разоблачал своего соперника. В его изложении жизнь Каллиста походила на похождения бессовестного проходимца и пройдохи.
По версии Ипполита, Каллист был неверный раб, которому его господин, христианин по имени Кариофор, поручил вести свои дела. Но Каллист, злоупотребив его доверием, растратил казну и попытался сбежать. Разгневанный Кариофор его поймал и отправил работать на мельницы, однако Каллист не унялся и там: он зачем-то ворвался в синагогу и устроил беспорядки, после чего его отдали под суд и отправили на рудники в Сардинию.
Римский папа Виктор был о нем такого плохого мнения, что, когда император Коммод согласился освободить сардинских христиан, Виктор вычеркнул из списков освобожденных только одного Каллиста. Несмотря на это, Каллист все-таки вышел на свободу. Когда Виктор умер, он вернулся в Рим, втерся в доверие новому папе Зефирину и стал сначала пресвитером, а потом и папой.
Как римский епископ Каллист, по мнению Ипполита, также проявил себя не лучшим образом. Он совершил множество церковных проступков и грехов, выражавшихся главным образом в его чрезмерной снисходительности. Каллист принимал в Церковь без разбора всех отлученных и покаявшихся еретиков. Он говорил, что епископа нельзя низложить, даже если он впадет в смертный грех. Новый папа делал священниками людей, состоявших во втором и третьем браке, и спокойно относится к тому, что клирики женятся, не оставляя своих церковных должностей. Кроме того, он ввел в Церкви второе крещение и покровительствовал убийцам и прелюбодеям.
Последнее обвинение нужно прояснить. Каллист выступал за признание браков знатных римлянок с рабами. В Риме женщины аристократического происхождения не имели права выходить замуж за рабов и мужчин низшего сословия. Такие отношения допускались только как сожительство – конкубинат – безо всяких юридических обязательств. Патрицианки при этом теряли свои родовые сенаторские права и титул clarissima, «светлейшая». Дети также лишались наследственных прав, поэтому женщины часто не желали иметь детей от мужей-конкубинариев.
Каллист из милосердия разрешил христианкам из высших сословий выходить замуж за рабов, вольноотпущенников и безродных римлян, то есть сделал такой брак законным с точки зрения Церкви. По мнению Ипполита, это и было одобрением прелюбодеяния и абортов, к которым могли приводить подобные браки.
Между Ипполитом и Каллистом имелись и чисто богословские разногласия. Ипполит и его сторонники настаивали на абсолютной божественности Иисуса (Отец и Сын – два образа божества), за что их обвиняли в отступлении от монотеизма. Каллист называл Ипполита двубожником и сектантом, а тот его – савеллианином. Большинство христиан было на стороне более мягкого Каллиста, но борьба их так ничем и не кончилась: оба погибли во время очередных гонений.
Вражда продолжилась и после смерти Каллиста при его преемниках Урбане и Понтиане. В конце концов, власти, раздраженные раздором между двумя христианскими партиями, выслали на Сардинию и Урбана, и Понтиана, а римская община выбрала нового единого папу Антероса. На этом первый церковный раскол закончился.
© Владимир Соколов
Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":